Солдатские комитеты, выборные политические организации в русской армии. Возникли после победы Февральской буржузно-демократической революции 1917. По характеру были однотипны Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. С. к. действовали в контакте с Советами, признавали руководство, участвовали в работе местных и Всероссийских съездов Советов. На демократическом этапе развития революции С. к. были органами революционно-демократической власти солдатских масс, по мере большевизации переходили на позиции поддержки социалистической революции, а после её победы стали органами Советской власти в армии.
Начало образованию С. к. положил приказ № 1 Петроградского Совета от 1(14) марта 1917, который предписывал избрать в частях петроградского гарнизона и на судах военного флота комитеты «из выборных представителей от нижних чинов». Явочным порядком низовые С. к. избирались на общих собраниях частей; бригадные, дивизионные, корпусные, армейские и фронтовые комитеты — на соответствующих съездах. Тыловые части имели представительство в объединённых Советах рабочих и солдатских депутатов городов. С. к. и Советам войска подчинялись в политических выступлениях. Комитеты взяли под контроль использование оружия. Большевики поддерживали процесс создания С. к. Бюро ЦК РСДРП (б) в марте 1917 подчеркнуло необходимость демократизации армии.
Командный состав армии и флота пытался не допустить создания С. к., арестовывать лиц, распространявших приказ № 1. ЦК партии кадетов потребовал отмены этого приказа. Но революционное движение в армии заставило Ставку и военное министерство буржуазное Временное правительства издать приказы о разрешении С. к. В марте — мае 1917 в действующей армии насчитывалось до 50 тыс. комитетов, в которые было избрано около 300 тыс. чел. Ставка и военное министерство пытались свести задачи комитетов к содействию командному составу в поднятии боеспособности армии, укреплении дисциплины, ведении хозяйственной деловой культурно-просветительской работы и т.п. Решения комитетов подлежали утверждению соответствующих начальников. В состав С. к. были введены офицеры, чтобы подчинить комитеты буржуазной власти и командованию. В комитетах Западного и Юго-Западного фронтов на 130 тыс. солдат приходилось свыше 16 тыс. офицеров и военных чиновников.
В феврале — июне 1917 засилье меньшевиков и эсеров в С. к. оказалось ещё большим, чем в Советах рабочих и солдатских депутатов. Причиной этому был преобладающий крестьянский, мелкобуржуазный состав солдатской массы. Противодействие меньшевиков и эсеров демократизации армии, ликвидации экономической разрухи и др. вызывало рост революционной активности солдат и матросов, усиливало их стремление переизбрать комитеты. Большевики создавали свои фракции в комитетах. В период двоевластия, особенно там, где сильнее всего сказывалось пролетарское влияние на войска, значительная часть С. к. перешла под большевистское руководство (гарнизоны ряда крупных промышленных центров, Балтфлот, латыш.(латышский) полки и др.).
После провала Июньского наступления 1917, после Июльских дней 1917 и особенно после разгрома корниловщины началась массовая большевизация С. к. Особенно этот процесс захватил войска тыловых гарнизонов, Балтфлота, Северного и Западного фронтов (Центробалт, армейские комитеты 5-й армии и 42-го армейского корпуса, областной комитет армии, флота и рабочих Финляндии, Исколастрел и др.). В ходе Октябрьской революции 1917 С. к. были переизбраны. К ним перешла вся полнота власти в войсках, закрепленная декретом Совнаркома от 16 декабря 1917 «О выборном начале и об организации власти в армии». Под руководством большевиков С. к. сыграли значительную роль в доведении до конца демократизации армии, в выделении передовой части солдат и матросов в ряды Красной Армии и Красного Флота. По мере демобилизации частей старой армии С. к. прекращали свою деятельность.
Лит.: Ленин В. И., Письма из далека. Письмо 3, Полное собрание соч.(сочинение), 5 изд., т. 31; его же, Задачи пролетариата в нашей революции, там же; его же, Речь к солдатам на митинге в измайловском полку. 10(23) апреля 1917 г., там же; его же, Солдаты и земля, там же; его же, там же, с. 193— 206; его же. Война и революция, там же, т. 32; его же, Большевизм и «разложение» армии, там же; его же, Кризис назрел, там же, т. 34; его же, Радио всем, там же, т. 35: его же, Вопросы делегатам общеармейского съезда по демобилизации армии, там же; его же, там же, с. 36—38; Гапоненко Л. С., Солдатские массы Западного фронта в борьбе за власть Советов (1917), [М.], 1953; Голуб П. А., Партия, армия и революция, [М., 1967]; Капустин М. И., Солдаты Северного фронта в борьбе за власть Советов, М., 1957; Хесин С. С., Октябрьская революция и флот, М., 1971; Миллер В. И., Солдатские комитеты русской армии в 1917 г., М., 1974.