СССР. Здравоохранение
 
а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
 

СССР. Здравоохранение

СССР. Здравоохранение

Здравоохранение

  Развитие экономики и культуры, постоянная забота советского государства о благосостоянии и здоровье населения способствуют благоприятному течению демографических процессов в СССР, население которого выросло к 1976 по сравнению с 1913 более чем на 96 млн. человек. Рост городского населения отражает изменения в структуре производства (рост промышленности и механизация сельского хозяйства). Преобладание в составе населения женщин (136,8 млн. женщин и 118,7 млн. мужчин на 1 января 1976) сложилось в основном за счёт старших возрастов и вызвано главным образом последствиями войны. Разрыв в численности мужчин и женщин постепенно сокращается: к 1976 число мужчин и женщин в возрасте до 45 лет включительно почти сравнялось. В составе населения увеличился удельный вес лиц пожилого возраста. Вместе с тем удельный вес лиц молодого возраста (до 20 лет) продолжает значительно превышать удельный вес лиц пожилого возраста (60 лет и старше), что является благоприятным демографическим признаком.

  Процессы естественного движения населения в СССР по сравнению с дореволюционной Россией характеризуются уменьшением рождаемости и снижением смертности при сохранении достаточно высоких показателей естественного прироста. По сравнению с 1913 значительное снижение рождаемости (45,5 на 1 тыс. жит.(жители) в 1913 и 18,1 — в 1975) связано, в частности, с увеличением числа лиц пожилого возраста; определённую роль в снижении рождаемости играет активное вовлечение женщин в сферу производства. Особенно выраженное снижение рождаемости в 60-е гг. связано с последствиями войны, т. к. рождаемость в 1941—46 была крайне низкой. Начиная с 1970, со вступлением в плодовитый возраст послевоенного поколения, рождаемость стабилизировалась и постепенно начинает возрастать.

  Общая смертность в СССР за годы Советской власти уменьшилась более чем в 3 раза (9,3 на 1 тыс. жит.(жители) в 1975 по сравнению с 29,1 в 1913), детская смертность — почти в 10 раз (27,9 на 1 тыс. живорождённых в 1974 по сравнению с 268,6 в 1913). Некоторое повышение общей смертности в 70-х гг. отчасти вызвано изменением возрастной структуры населения. Это можно обнаружить при сравнении стандартизированных по возрастной структуре населения показателей и анализе возрастных показателей смертности. В результате снижения смертности в СССР средняя продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с дореволюционным периодом (70 лет в 1971—72 по сравнению с 32 в 1896—97).

  Улучшение условий жизни, мероприятия Советского государства по охране здоровья детей способствовали неуклонному повышению уровня физического развития представителей всех слоев населения СССР. Уже в 30-х гг. в СССР не было разницы в уровне физического развития детей и молодёжи из семей рабочих и служащих. Мероприятия, проведённые государством по ликвидации санитарных последствий Великой Отечественной войны 1941—45, способствовали тому, что к 1956 показатели физического развития были выше, чем в предвоенные годы.

  Организация здравоохранения. Первые сведения об организации помощи больным на территории Киевской Руси (учреждение прибежищ для больных и инвалидов при монастырях и церквах) относятся к 10—11 вв.(века) Первый государственный орган управления медицинским делом — Аптекарская палата (впоследствии Аптекарский приказ) — возник в России в 1581 одновременно с первой («царёвой») аптекой. В 1592 учреждена первая пограничная станция, предназначенная для предупреждения завоза заразных болезней.

  В 18 в. вопросами здравоохранения ведали Медицинская канцелярия, а с 1763 — Медицинская коллегия. В 1775 в губерниях были учреждены «приказы общественного призрения» (в ведение которых переданы благотворительные и медицинские учреждения), а затем — врачебные управы в губернских городах (кроме обеих столиц) и уездные врачебные управы — местные органы управления медицинским делом. В 1803 Медицинская коллегия была заменена Медицинским департаментом в составе Министерства внутренних дел. С конца 19 в. получили развитие такие формы здравоохранения, как земская медицина, фабрично-заводская медицина. Каждое ведомство имело свои врачебные части; единого государственного органа управления здравоохранением не существовало. Больницы, амбулатории и другие лечебные учреждения открывались различными ведомствами и частными лицами в недостаточном количестве. Лечебная помощь оказывалась преимущественно частнопрактикующими врачами. Жители окраинных районов были практически лишены медицинской помощи. Дореволюционная Россия не имела государственной системы охраны здоровья.

  Созданная в СССР система здравоохранения — одно из выдающихся достижений советского народа. Задачи государства в области охраны здоровья были определены В. И. Лениным и отражены в 1-й Программе РСДРП (1903). В ней отмечалась необходимость установления 8-часового рабочего дня, запрещения детского труда, устройства на предприятиях яслей, государственного страхования рабочих, санитарного надзора на предприятиях и т. д. С первых дней Советской власти забота об охране здоровья трудящихся провозглашена важнейшей задачей социалистического государства. В условиях разрухи, эпидемий и борьбы с внутренними и внешними врагами началось строительство первой в мире государственной системы здравоохранения, в основу которой были положены самые прогрессивные и самые гуманные принципы: общедоступность и бесплатность медицинской помощи, профилактическое направление, участие широких масс трудящихся в решении вопросов охраны здоровья. Политика Советского государства в области здравоохранения была сформулирована во 2-й Программе РКП(б), принятой на 8-м съезде в 1919. В числе первоочередных задач предусматривались оздоровление населённых мест, охрана почвы, воды, воздуха, развитие общественного питания на научно-гигиенической основе, создание санитарного законодательства, обеспечение населения общедоступной бесплатной квалифицированной медицинской помощью и т. д. За годы 1-й пятилетки (1929—32) затраты на здравоохранение и  физическую культуру выросли по сравнению с 1913 почти в 4 раза. Численность врачей к 1940 увеличилась почти в 6 раз, средних медицинских Работников — более чем в 10 раз, коечный фонд — в 3,8 раза (см. табл. 1).

  В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 все усилия здравоохранения были сосредоточены на помощи больным и раненым воинам и предотвращении эпидемий в действующей армии и тылу. Деятельность медицинских учреждений способствовала победе советского народа над фашизмом: более 72% раненых и 90% больных было возвращено в строй; впервые в истории войн удалось уберечь тыл и армию от эпидемий. Война причинила огромный ущерб советскому здравоохранению, исчислявшийся в 6,6 млрд. руб.; было уничтожено и разрушено 40 тыс. больниц, поликлиник и других медицинских учреждений. Мобилизация экономического потенциала страны и героический труд советских людей способствовали быстрому восстановлению материальной базы здравоохранения: в 1947 его основные показатели достигли довоенного уровня. В 1950 по сравнению с 1940 число врачей увеличилось на 71%, средних медицинских работников на 52%, больничных коек на 28%. С 1940 по 1975 ассигнования на здравоохранение выросли более чем в 13 раз.

  Основные принципы советского здравоохранения получили дальнейшее развитие в Программе КПСС, принятой на 22-м съезде партии (1961). Вопросам здравоохранения и медицинской науки посвящен ряд постановлений ЦК КПСС и Советского правительства (например. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» и от 5 июля 1968 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране»). Утверждение Верховным Советом СССР в 1969 Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении закрепило принципы и формы медицинской помощи населению — бесплатность, общедоступность, квалифицированность, профилактическая направленность, охрана материнства и детства, санитарно-противоэпидемическая служба и т. д. Подчёркивается, что охрана здоровья населения — обязанность всех государственных органов и общественных организаций. Предусмотрены меры по дальнейшему улучшению здравоохранения: продолжение строительства крупных специализированных и многопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров с целью повышения качества медицинской помощи и более полного обеспечения населения всеми её видами; расширение сети станций скорой помощи и санитарно-эпидемиологических станций; увеличение количества больничных коек и т. д. (показатели развития здравоохранения в 1940—75 представлены в табл. 2).

  Заболеваемость. Дореволюционная Россия занимала 1-е место в Европе по распространённости среди населения инфекционных болезней; не прекращались эпидемии натуральной оспы, холеры, чумы, кишечных инфекций, сыпного и возвратного тифов, малярии и других заболеваний, наносивших огромный ущерб здоровью населения и экономике. В 1912 зарегистрировано около 13 млн. инфекционных больных. Основной причиной высокой детской смертности были детские инфекции. Крайне неблагополучным оставалось санитарное состояние страны: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия и низкий культурный уровень населения (канализация имелась лишь в 23 крупных городах; большинство населения использовало для питья воду, непригодную по бактериологическим показателям). 1-я мировая война 1914—18, Гражданская война и военная интервенция 1918—1920 создали крайне тяжёлую санитарно-эпидемиологическую обстановку. По неполным данным, с 1917 по 1922 сыпным тифом переболели около 20 млн. чел., с 1919 по 1923 возвратным тифом — около 10 млн.; за 1918—19 было зарегистрировано около 65 тыс. случаев холеры; в 1919 создалась угроза развития эпидемии натуральной оспы, возросла заболеваемость малярией и другими инфекциями. В этих условиях борьба с инфекционными заболеваниями рассматривалась как один из основных вопросов внутренней политики Советского государства. Проведённые санитарно-противоэпидемические мероприятия, улучшение жилищно-бытовых условий, благоустройство населённых мест в короткие сроки позволили резко снизить заболеваемость инфекционными болезнями, ликвидировать особо опасные инфекции. Уже в 1922 заболеваемость сыпным тифом снизилась по сравнению с 1919 более чем в 2 раза, а в 2927 — в 89 раз. После 1927 она носила Спорадический характер (некоторый подъём её в 1942—45 отмечался преимущественно на территориях, освобожденных после временной немецко-фашистской оккупации). Заболеваемость возвратным вшивым тифом к 1927 снизилась более чем в 100 раз; к 1938 она была практически ликвидирована. 10 апреля 1919 В. И. Ленин подписал декрет СНК(Совет Народных Комиссаров) об обязательном оспопрививании. В результате массовой противооспенной иммунизации натуральная оспа в СССР к 1936—37 была полностью ликвидирована. В дореволюционной России ежегодно регистрировалось от 5 до 7 млн. случаев заболевания малярией. В 1920 был организован Центральный институт протозойных заболеваний, в 1921 — Центральная малярийная комиссия при Наркомздраве, под руководством которой была разработана научно обоснованная программа ликвидации малярии в СССР. К 1930 заболеваемость ею снизилась по сравнению с дореволюционным периодом более чем в 3 раза. Начиная с 1963, малярия в стране не регистрируется как массовое заболевание. Значительных успехов удалось добиться и в борьбе с другими инфекционными заболеваниями: в 1971 по сравнению с 1913 заболеваемость сибирской язвой снизилась в 45 раз, брюшным тифом и паратифами — почти в 40 раз, коклюшем (1975) — в 53 раза; редкими стали дифтерия, полиомиелит, туляремия.

  С 50-х гг. структура заболеваемости и причин смерти в СССР стала типичной для экономически развитых стран. Характерное распространение сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований связано, в частности, с «постарением» населения. Успехи медицины обеспечили удлинение сроков жизни больных с патологией сердца и сосудов, что способствует известному «накоплению» таких больных. Более совершенная диагностика обусловливает, в свою очередь, более полное выявление заболеваний. Наибольшее распространение имеют атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, ревматизм. Из инфекционных болезней преобладают грипп и другие респираторные инфекции, являющиеся одной из основных причин временной нетрудоспособности. Кишечные инфекции, в частности дизентерия, как правило, не имеют эпидемического распространения. Респираторные и желудочно-кишечные инфекционные заболевания носят выраженный сезонный характер. Из детских инфекций отмечаются корь, скарлатина, коклюш, эпидемический паротит; число заболеваний постоянно снижается. В структуре несчастных случаев ведущее место занимают травмы непроизводственного характера, в ряде случаев связанные с состоянием опьянения.

  Медицинские кадры. В 1913 в России было 28,1 тыс. врачей, большинство которых проживало в крупных городах. Один врач приходился на 5656 чел. Неравномерность распределения врачей приводила к тому, что население многих районов было практически лишено врачебной помощи. На территории нынешних Таджикской ССР и Киргизской ССР 1 врач приходился на 50 тыс. жит.(жители), Узбекской ССР — на 31 тыс., Казахской ССР — на 23 тыс. жит.(жители) К 1975 численность врачей увеличилась по сравнению с 1913 в 30 раз, обеспеченность ими — в 18 раз (см. табл. 1). СССР занимает 1-е место в мире по численности врачей и обеспеченности ими населения.

  В дореволюционной России большинство жителей не могло пользоваться специализированной врачебной помощью, поскольку она была возможна лишь в крупных городах. В 1975 по сравнению с 1940 число терапевтов и врачей санитарно-противоэпидемического профиля выросло более чем в 4 раза, хирургов — в 6,9 раза, акушеров-гинекологов, педиатров, офтальмологов — почти в 5 раз, невропатологов — почти в 7 раз, рентгенологов и радиологов — более чем в 10 раз. Обеспеченность населения врачами-специалистами в большинстве союзных республик достигла общесоюзного уровня.

  В 1913 насчитывалось 46 тыс. средних медицинских работников (в т. ч. т. н. ротных фельдшеров и повивальных бабок). К 1976 число средних медицинских работников возросло в 55 раз (см. табл. 1). Обеспеченность населения средними медицинскими работниками в некоторых союзных республиках (например, Украинской, Эстонской) выше, чем общесоюзная.

  СССР занимает ведущее место в мире по выпуску врачей, фармацевтов и средних медицинских работников. В дореволюционной России 17 медицинских факультетов университетов и медицинских институтов выпускали ежегодно 900 врачей. К 1975 число студентов-медиков возросло в 36 раз, выпуск врачей — более чем в 50 раз. На территории каждой союзной республики имеются высшие и средние медицинские учебные заведения, выпуск специалистов удовлетворяет потребности населения в медицинских кадрах. Среди учащихся медицинских учебных заведений имеются представители более 100 национальностей. Создана сеть институтов и факультетов усовершенствования врачей (в 1974 было 13 институтов и 18 факультетов). Врачи проходят специализацию или усовершенствование не реже 1 раза в 3—5 лет.

  Санитарно-эпидемиологическая служба. В 1913—14 санитарная организация имелась в 73 городах и 40 губерниях России, работали 257 врачей, было 28 санитарно-гигиенических лабораторий; земские санитарные бюро выполняли главным образом статистическую работу. В СССР создана единая государственная санитарно-противоэпидемическая служба. Уже в 1918 в составе Наркомздрава была организована санитарно-эпидемиологическая секция, а в отделах здравоохранения исполкомов местных Советов (с 1919) — санитарно-эпидемиологические подотделы; декретом СНК(Совет Народных Комиссаров) РСФСР «О санитарных органах республики» (1922) устанавливалась единая организация санитарного дела, определялись задачи, права и обязанности санитарных органов. Быстрые темпы развития санитарно-противоэпидемической организации потребовали подготовки квалифицированных кадров и расширения сети специальных учреждений. В 1936 в медицинских институтах открылись первые санитарно-гигиенические факультеты; в 1939 было утверждено положение о санитарно-эпидемиологических станциях как комплексных и ведущих учреждениях санитарно-эпидемиологической службы. К 1940 санитарно-противоэпидемическая организация охватывала свыше 12,5 тыс. врачей, 1943 санитарно-эпидемиологические станции, 1490 санитарно-бактериологических лабораторий, 787 дезинфекционных станций, пунктов, отрядов (см. табл. 2). Ликвидация последствий Великой Отечественной войны 1941—45 и экономическое развитие СССР определили новые требования к работе санитарных органов, потребовали изменения их структуры. В 1948 введена обязательная организация санитарно-эпидемиологических станций при всех территориальных органах здравоохранения (республиканских, краевых, областных, городских, районных); в 1963 принято постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР». Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) и Положение о государственном санитарном надзоре в СССР (1973) предоставляют санитарно-противоэпидемической службе широкие полномочия по охране внешней среды от загрязнений, надзору за промышленностью, строительством, общественным питанием, водоснабжением, благоустройством, планировкой населённых мест и т. д. В СССР запрещено введение в эксплуатацию промышленных предприятий без очистных сооружений; по всем загрязнителям внешней среды установлены предельно допустимые концентрации, вошедшие в обязательные для исполнения нормы и правила; строительство любого объекта и планировка населённых мест осуществляются с соблюдением санитарных норм и правил; предписания санитарного врача обязательны для выполнения всеми государственными и общественными организациями, учреждениями и отдельными гражданами. Санитарная служба организует проведение профилактических прививок населению, осуществляет противоэпидемические мероприятия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также санитарно-карантинные меры и т. д.

  Табл. 1. — Больничная сеть СССР и союзных республик; численность врачей и средних медицинских работников и обеспеченность ими населения СССР и союзных республик

СССР

Число больничных учреждений

Число больничных коек, тыс.

Число больничных коек на 10 тыс. жит.(жители)

1913

1940

1975

1913

1940

1975

1913

1940

1975

5300

13793

 

24250

 207,6

 

790,9

 

3009,2

 

13,0

 

40,2

 

117,8

В том числе РСФСР

3149

  8477

 

13066

 

133,4

 

482,0

 1649,2

14,8

43,3

122,5

УССР

1438

  2498

 4122

47,7

157,6

 578,3

13,6

37,7

117,8

БССР

  240

    514

  913

6,4

 29,6

 107,0

 9,3

32,6

114,2

Узбекская ССР

    63

    380

1159

1,0

 20,3

 145,6

 2,3

30,1

103,4

Казахская ССР

    98

    627

1770

1,8

 25,4

 178,6

 3,2

39,5

124,6

Грузинская ССР

    41

    314

  500

2,1

 13,3

48,0

 8,0

36,0

96,9

Азербайджанская ССР

    43

    222

 

  748

 

1,1

 

12,6

 

54,8

   4,8

 

37,8

 

96,3

Литовская ССР

    44

     77

  229

2,2

 8,9

36,9

7,7

30,0

111,2

Молдавская ССР

    68

   109

  354

2,5

 6,1

42,0

 12,2

24,6

109,2

Латвийская ССР

    50

     89

  187

6,2

12,0

31,7

 24,9

63,0

126,9

Киргизская ССР

      6

   112

  263

0,1

 3,8

37,4

1,2

24,1

111.2

Таджикская ССР

      1

   121