Отравляющие вещества (ОВ), токсичные химические соединения, предназначенные для поражения живой силы противника во время военных действий. ОВ могут проникнуть в организм через органы дыхания, кожные покровы, слизистые оболочки и пищеварительный тракт. Эти вещества обладают определённым комплексом физических и химических свойств, благодаря которым в боевой обстановке они находятся в парообразном, жидком или аэрозольном состоянии. Производство ОВ базируется на простых методах получения из доступного и дешёвого сырья.
Впервые ОВ применила Германия в 1-ю мировую войну 1914—18. В районе г. Ипр (Бельгия) 22 апреля 1915 года из баллонов выпустили 180 т хлора; в результате атаки было поражено 15 000 чел., из них 5000 погибло (см. Химическое оружие).Большие потери от сравнительно малотоксичного хлора были вызваны отсутствием средств защиты, первые образцы которых появились почти год спустя. Дальнейшие поиски новых ОВ были направлены в основном на создание веществ, способных преодолевать средства защиты (см., например, Противогаз, Индивидуальные средства защиты). Кроме того, совершенствовались и способы применения ОВ. В течение войны Германия и страны Антанты применили более 50 различных токсичных соединений; наиболее эффективными оказались фосген, дифосген, хлорпикрин, иприт, дифенилхлорарсин и дифенилцианарсин; все воюющие государства за 1914—18 произвели около 150 000 т ОВ, из которых 125 000 т было использовано. Применение ОВ оказалось весьма эффективным; поражено было около 1 млн. человек; в отдельных операциях число пораженных достигало 90%.
После 1-й мировой войны неоднократно делались попытки запрещения химических и бактериологических средств ведения войны. Первым международно-правовым актом, запрещающим применение этих средств, является Женевский протокол (1925). Однако несмотря на это, некоторые капиталистические страны продолжали использовать ОВ; не прекращались также и разработки новых видов химического оружия. Так, в конце 1-й мировой войны были получены люизит, адамсит и хлорацетофенон. В 1929 появилось сообщение о новом ОВ кожного действия — фосгеноксиме, в 1935 — о b, b', b"-трихлортриэтиламине, так называемом азотистом иприте (см. Иприт). В 30-х гг. в Германии начали проводить интенсивные работы с целью синтеза фосфорсодержащих ОВ нервно-паралитического действия (ФОВ). Поиски велись в области диалкилфторфосфатов (RO)2P (O) F, диалкиламидоалкилцианфосфатов (R2N)(RO) P (O) CN и алкилметилфторфосфонатов (RO) CH3P (O) F. В результате были получены такие ОВ, как табун, зарин и зоман. О масштабах подготовки применения ОВ во 2-й мировой войне 1939—45 свидетельствует тот факт, что производственные мощности по синтезу ОВ, в Германии к 1943 достигли 180 тыс. т ОВ, в том числе около 20 тыс. т ФОВ.
В начале 50-х гг. в капиталистических странах появились сведения о новом типе наиболее токсичных ФОВ — фосфорилтиохолинах, а с середины 50-х гг. — о группе веществ так называемого психотомиметического действия, вызывающих в концентрации ~ 0,1 мг/л у здоровых людей нарушения психической деятельности; типичные представители этих психогенных ОВ — диэтиламид лизергиновой кислоты и хинукледиловый эфир дифенилоксиуксусной кислоты.
Боевые свойства ОВ определяются прежде всего их токсичностью. Токсичное действие связано со способностью большинства известных ОВ ингибировать различные ферменты в результате взаимодействия с их функциональными группами. Например, люизит ацилирует сульфгидрильные группы ферментов, выводя последние из строя; синильная кислота образует комплексы с железом, окислителем внутриклеточных ферментных систем, прекращая доступ кислорода к клеткам; ФОВ фосфорилируют фермент — холинэстеразу, ответственную за передачу нервных импульсов. Степень токсичности ОВ зависит от избирательности блокирования ферментов. В ряде случаев образуются столь прочные соединения, что терапевтическое вмешательство становится бесполезным. Так, практически невозможна регенерация ферментных систем, пораженных фосгеном и ипритом. Напротив, введение антидотов в случае поражения ФОВ, люизитом и синильной кислотой позволяет снять действие нескольких смертельных доз этих ОВ.
Строгая классификация ОВ затруднительна. Наибольшее значение приобрели физиологическая и тактическая классификации. Согласно первой, ОВ подразделяют по преобладающему действию на организм, согласно второй — по поведению на местности в условиях боевого применения. В соответствии с первой классификацией различают группу нестойких ОВ (НОВ), стойких (СОВ) и группу ядовито-дымных ОВ (ЯДВ). НОВ — вещества с высокой упругостью пара; заражают атмосферу, образуя облако, распространяющееся в направлении ветра и быстро рассеивающееся. СОВ — жидкие вещества с низкой упругостью пара; создают облако, зараженное аэрозолем ОВ: часть ОВ в виде капель оседает в непосредственной близости от места применения. ЯДВ — твёрдые вещества с очень низкой упругостью пара; применяются в виде ядовитых дымов.
В комплекс мероприятий по защите живой силы от ОВ входят индикация ОВ, дегазация и защита (см. Защита от оружия массового поражения, Защитные сооружения гражданской обороны, Убежища). Для обеспечения мер защиты важное значение имеет своевременное обнаружение ОВ, установление их типа и концентрации. Наиболее надёжна инструментальная индикация, основанная на реакциях ОВ, приводящих к образованию окрашенных соединений или к изменению какого-либо процесса, например каталитической активности ферментов (биохимический метод) и др.
Наиболее простые средства индикации — бумажки, пропитанные индикаторами, или трубки, содержащие на наполнителях или в ампулах индикаторы, цвет которых изменяется под действием паров (или капель) ОВ. Чувствительность индикаторов должна быть примерно на порядок выше минимально действующей дозы ОВ. Так, для индикации наиболее токсичных нервно-паралитических ФОВ используется биохимический метод, чувствительность которого 10-6—10-7мг ОВ в 1 л. Для постоянного контроля заражённости воздуха могут быть использованы непрерывно работающие автоматические газосигнализаторы.
Лит.: Франке З., Химия отравляющих веществ, пер.(перевод) с нем.(немецкий), М., 1973; Ротшильд Д., Оружие завтрашнего дня, пер.(перевод) с англ.(английский), М., 1966; Херш С., Химическое и биологическое оружие, пер.(перевод) с англ.(английский), М., 1970; Руководство по токсикологии отравляющих веществ, под ред. С. Н. Голикова, М., 1972.