Коммунальное движение (от позднелат. communa — община), в Западной Европе конца 10—13 вв.(века) освободительное движение горожан против сеньориального режима, первый этап классовой борьбы в средневековом городе. Города, возникавшие в средние века на земле феодалов, оказывались под их властью. Нередко городом владели одновременно несколько сеньоров (например, Амьеном — 4, Марселем, Бове — 3, Суассоном, Арлем — 2 и т.д.). Городское население подвергалось со стороны сеньоров жестокой эксплуатации (всевозможные поборы, пошлины с торговых оборотов, даже барщинные повинности и др.), судебному и административному произволу. В то же время реальные экономические основания для сохранения сеньориального режима были весьма шаткими. Ремесленник, в отличие от феодально-зависимого крестьянина, был собственником средств производства и готового продукта и в процессе производства от сеньора не зависел (или почти не зависел). Эта почти полная экономическая независимость городского товарного производства и обращения от сеньора-землевладельца находилась в резком противоречии с режимом сеньориальной эксплуатации, тормозившей экономическое развитие города. В Западной Европе с конца 10 (в Италии и Нидерландах)—11 вв.(века) широко развернулась борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров. Очень часто К. д. принимало характер открытых вооруженных восстаний горожан под лозунгом коммуны — городской независимости (Милан — 980, Камбре — 957, 1024, 1064, 1076, 1107, 1127, Бове — 1099, Лан — 1112, 1191, Вормс — 1071, Кельн — 1074 и др.). Нередко (особенно в Северной Франции и Северной Италии) ядром восстания был тайный союз горожан —«коммуна». Открытая борьба почти всюду сочеталась с выкупом у сеньоров отдельных повинностей, прав или муниципальной независимости в целом. В некоторых городах, например на Юге Франции, выкуп являлся преобладающим средством освобождения города, хотя и здесь он сочетался с более или менее острыми открытыми столкновениями.
В борьбе городов с сеньорами рождается новая форма городской организации — коммуна. Коммуна — это одновременно и союз, направленный против сеньора, и организация городского управления. Формы и степень коммунальной свободы городов были различны в зависимости от уровня экономического развития городов, соотношения сил горожан и сеньоров, общих политических условий в стране. Многие города (например, Амьен, Бове, Суассон, Лан, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас, Тулуза, Монпелье и др.) стали самоуправляющимися городами-коммунами (выборы из числа горожан городского совета, должностных лиц, собственный городской суд, городское ополчение, свои финансы, право налогового самообложения). Своему феодальному сеньору (который хартией подтверждал права города) они были обязаны выплачивать ежегодно ренту и посылать на помощь во время войны войско. Вместе с тем некоторые города-коммуны сами выступали в роли коллективного сеньора по отношению к крестьянам, жившим на примыкавшей к городу территории. Часто даже значительные города (например, Париж, Орлеан, Лион и др.) не получали прав полного самоуправления, выборные органы городского самоуправления в них должны были действовать совместно с назначавшимся королем чиновником или другим представителем сеньора. Распространены были города (Лоррис и др.), в которых горожане получили право распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, некоторые судебные права, но не право самоуправления. Только наиболее развитые города Северной и Средней Италии (например, Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Сиена, Лукка, Милан, Болонья, Перуджа и др.) смогли стать городами-государствами (республиками), совершенно независимыми от своих бывших сеньоров. Некоторым городам, особенно мелким, так и не удалось освободиться от власти сеньора. Однако в борьбе с сеньорами почти все города добились личной свободы своих граждан; даже крепостной, бежавший от своего господина и проживший в городе определенное время (обычно один год и один день), становился лично свободным («Городской воздух делает свободным» — гласила средневековая немецкая пословица).
Главную роль в К. д. играли народные массы, но власть в коммуне захватывали наиболее богатые и влиятельные горожане (т. н. патрициат). Следующим, 2-м этапом классовой борьбы в городе была борьба ремесленных цехов с патрициатом.
В целом К. д. имело огромное прогрессивное значение. Успехи К. д. послужили одной из основных предпосылок превращения городов в важнейшие центры экономического, идейного и культурного прогресса. В наиболее передовых итальянских городах, чье развитие К. Маркс считал явлением исключительным, их полная политическая независимость и прекращение феодальной эксплуатации способствовали необычайно интенсивному накоплению богатств и превращению этих городов в 14—15 вв.(века) в очаги раннекапиталистического развития. Подрывая могущество крупнейших феодальных сеньоров, К. д. там, где складывался союз городов с королевской властью, явилось важнейшим фактором политического объединения страны. Оно способствовало складыванию сословия горожан, что при благоприятных условиях вело к возникновению сословной монархии — более прогрессивной формы феодального государства.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же, т. 21; Смирнов А., Коммуна средневековой Франции, Каз., 1873; Дживелегов А. К., Средневековые города в Западной Европе, СП(Собрание постановлений)Б. 1902; Тьерри О., Городские коммуны во Франции в средние века, пер.(перевод) с франц.(французский), М., 1901; Пиренн А., Средневековые города Бельгии, пер.(перевод) с франц.(французский), М., 1937; Стоклицкая-Терешкович В. В., Основные проблемы истории средневекового города X— XV вв.(века), М., 1960; С там С. М., Экономическое и социальное развитие раннего города (Тулуза XI— XIII веков), Саратов, 1969; Petit-DutaiIlis Ch., Les communes franraises, P., 1947; Engelmann Е., Zur städtischen Volksbewegung in Südfrankreich. Kommunefreiheit und Gesellschaft, B., 1959.