Триасовая система (период),триас, первая (нижняя) система мезозойской группы, соответствующая первому периоду мезозойской эры истории Земли; она следует за пермской системой и предшествует юрской. Начало Т. п., по радиологичческим данным, 230 млн. лет назад, конец — 195 млн. лет назад; продолжительность составляет около 35 млн. лет. Название происходит от греческого слова trias — троица, так как Т. с. возникла в результате объединения трёх выделенных в разрезах Центральной Европы комплексов слоев: пёстрого песчаника, раковинного известняка и пёстрого мергеля (кейпера). Бельгийский учёный Омалиус д'Аллуа в 1831 объединил их под названием «кейперские отложения», а немецкий учёный Ф. Альберти в 1834 — под названием «триас».
На территории СССР отложения Т. с. впервые были установлены Л. Бухом на основании определений в 1831 триасовых цератитов в Прикаспии (из коллекции русского геолога П. С. Палласа, 18 в.); затем триасовая фауна С.-В.(северо-восток) была описана русским учёным А. Кайзерлингом (середина 19 в.). Континентальные отложения Т. с. были изучены в конце 19 — начале 20 вв.(века) русскими геологами С. Н. Никитиным, Н. Н. Яковлевым, Н. Г. Кассиным, А. Н. Мазаровичем и др. Большой вклад в расчленение морского триаса внесли советские геологи (В. Н. Робинсон — Кавказ; Е. М. Люткевич, Е. И. Соколова и др. — Восточно-Европейская платформа; Л. Д. Кипарисова, Ю. Н. Попов, И. И. Тучков С.-В.(северо-восток) и Дальний Восток; В. И. Славин — Карпаты; В. И. Дронов — Памир). Из зарубежных геологов стратиграфию Т. с. разрабатывали Э. Зюсс, Э. Мойсисович, В. Вааген, К. Динер, А. Битнер, Д. Штур и другие.
Подразделения. Впервые отложения Т. с. были изучены ещё в середине 18 в. на территории Средней Европы — Германии и С.-В.(северо-восток) Франции (так называемый Германский бассейн), но выделенные там подразделения из-за их своеобразия и бедности органическими остатками плохо прослеживаются за её пределами. Значение эталона для среднего и верхнего триаса со 2-й половины 19 в. стал играть разрез морских отложений Альп, а для нижнего — разрезы Гималаев и Соляного Кряжа. Т. с. сохранила первоначальное деление на три отдела, хотя отделы альпийского триаса (табл. 1) не являются точными эквивалентами пёстрого песчаника, раковинного известняка и кейпера Германского бассейна. Геологическое строение Северных Известняковых Альп, где находятся стратотипы анизийского яруса, карнийского яруса, норийского яруса и рэтского яруса (ладинский ярус выделен в Южных Альпах), отличается очень сложной структурой и чрезвычайным фациальным разнообразием, что затрудняет установление истинной последовательности напластований и палеонтологических зон. В 1960-х гг. в качестве «стандарта для триасового времени» была предложена последовательность палеонтологических зон Северной Америки, где разрезы триасовых отложений более полные, а строение проще.
Табл. 1. — Сопоставление альпийского и среднеевропейского (германского) триаса
Альпы
Средняя Европа
Верхний
Рэтский
Верхний кейпер
Норийский
Средний кейпер
Карнийский
Нижний кейпер
Средний
Ладинский
Раковинный известняк
Анизийский
Верхний пёстрый песчаник
Нижний
Скифский
Средний пёстрый песчаник
Нижний пёстрый песчаник
Выделенные в Альпах ярусы среднего и верхнего триаса получили всемирное признание; на табл. 2 показано сопоставление зон наиболее изученного верхнего триаса Европы (Альп), Азии (С.-В. СССР) и Северной Америки. Общепризнанных ярусов нижнего триаса нет до сих пор. В Альпах выделяются один (верфенский, или скифский) или два (сейсский и кампильский) яруса; в СССР — индский и оленёкский, в Северной Америке — гризбахский, динерский, смитский и спэтский.
Табл. 2. – Схема сопоставления вернего триаса Европы, Азии и Северной Америки.
Ярусы
Подъярусы
Западная Европа
Северная Америка
Азия
Альпы (Л. Кристин, В. Шёльнбергер, 1972)
Канада и запад США
(Э.Т. Тсзер, 1971)
северо-восток СССР
(А.С. Дагис и др.,1974)
Рэт
Рэт
Choristoceras marshi
Choristoceras marshi
Tosapecten efimovae
Норийский
Севат
Rhabdoceras suessi
upper
Rhabdoceras suessi lower
Monotis ochotika
Алаун
Горизонт с Halcrites
Himavatites columbianus
Monotis scutiformis
Cyrtopleurites bicrenatus
Drepanites rutherfcrdi
Otapiria ussuriensis
Лак
Juvavites magnus
Juvavites magnus
Malayites paulckei
Malayites dawsoni
Mojsisovicsites kerri
Mojsisovicsites kerri
Pinacoceras verchojannicus
Карнийский
Туваль
Anatropires – Bereich
Klamathites macrolobatus
Sirenites yacutensis
Tropites subbulatus
Tropites welleri
?
Tropites dilleri
Юль
Sirenites nanseni
Sirenites hayesi
Trachyceras aonoides
Кордеволь
Trachyceras aon
Trachyceras obesum
Protrachyceras seimkanense
Protrachyceras omkutchanicum
Общая характеристика. К началу триаса герцинские геосинклинальные структуры Западной Европы, Азии (Урало-Тянь-Шаньские и Монголо-Охотские пояса), Северной Америки и Восточной Австралии превратились в молодые платформы; они спаяли в одно целое Лавразию в Северном полушарии, а в Южном полушарии присоединились к Гондване. Сильно суженный Средиземноморский геосинклинальный пояс разделял эти две платформы, а Кордильерская и Восточно-Азиатская геосинклинальные области обрамляли их с запада и востока. В триасе континентальные площади, примерно совпадавшие с платформами, господствовали над морскими бассейнами, которые за небольшими исключениями соответствовали геосинклиналям. Морской бассейн Тетис занимал территорию Средиземноморского геосинклинального пояса, временами несколько выходя за его пределы, а в раннем триасе даже не захватывая его полностью. Бореальный бассейн занимал северные части Кордильерской и Восточно-Азиатской геосинклиналей и платформенные области Арктических островов; Тихоокеанский бассейн соответствовал большей части Кордильерской и Восточно-Азиатской геосинклиналей. По берегам Атлантического океана морские триасовые отложения отсутствуют. Это позволяет предполагать, что данного океана в то время ещё не было. Присутствие морских отложений на В. Африки и Мадагаскаре свидетельствует о начале формирования Индийского океана.
Орогенические движения в триасе проявлялись слабо, они имели лишь местное значение. Древнекиммерийский орогенез в конце Т.п. создал складчатые сооружения преимущественно на В. и Ю.-В.(юго-восток) Азии.
Герциниды в триасе представляли собой горы, в результате размыва которых на платформах, в отдельных изолированных впадинах накапливались континентальные отложения (пролювиальные, речные, озёрные, лагунные, эоловые). В 1-й половине Т. п. континентальные отложения формировались также в западной части Средиземноморского пояса и восточной части Кордильерской геосинклинали. Песчано-глинистые толщи накапливались в Средней Европе, на Восточно-Европейской платформе, в межгорных впадинах Урала, Северной и Южной Сибири, Северного Казахстана и Средней Азии, где в этих толщах значительна роль эффузивов и туфов. На Сибирской платформе продолжалось формирование трапповой формации, в Восточной Австралии — угленосных отложений, а в Южной Африке и Индии — пёстроцветных толщ. Морские отложения в пределах платформ известны на С. Сибирской платформы, Арктических островах, в Средней Европе, Прикаспии, Восточной Африке и на Мадагаскаре.
Во 2-й половине Т.п. в Средней Европе формировались гипсоносные толщи; угленакопление происходило в Предуралье, на Восточном Урале, на С. и Ю. Сибири, в Средней Азии, на В. Индокитая, на Ю. Аппалачей, в Южной Америке, Южной Африке, Восточной Австралии и Индии, а в Аппалачах, кроме того, проявляется вулканическая деятельность. Морские терригенные отложения известны на Канадском Арктическом архипелаге и Свальбарде.
Карбонатное осадконакопление господствовало в Средиземноморском геосинклинальном поясе, где большое распространение имели рифовые фации, образованные известьвыделяющими водорослями, шестилучевыми кораллами, толстораковинными моллюсками, иглокожими и др. донными организмами. В более глубоких частях моря формировались красноцветные цефалоподовые известняки. В Кордильерской геосинклинали отлагались терригенные и карбонатные осадки, в Восточно-Азиатской геосинклинали — мощные толщи глинистых сланцев, песчаников и конгломератов; карбонатные и кремнистые породы играли подчинённую роль; в верхнем триасе на территории Советского Приморья и Японии накапливались континентальные отложения с углями. В среднем и позднем триасе мощное развитие основного вулканизма характерно для Кордильерской геосинклинали и герцинид Аппалачей и в меньшей степени для Восточно-Азиатской геосинклинали; в Средиземноморском геосинклинальном поясе вулканизм проявлялся слабо.
Климат в Т. п. был достаточно жарким, в 1-й половине — более сухим, во 2-й — более влажным; тропический пояс совпадал с Тетисом и югом Северной Америки, достигая значительной ширины (до 60° к С. и Ю. от экватора).
Органический мир. Во 2-й половине перми началось вымирание палеозойских групп растений и животных, продолжавшееся до конца Т. п. В конце перми и особенно в начале Т. п. появились новые (мезозойские) виды растений и животных, которые в течение Т. п. сосуществовали с древними формами и только с конца Т. п. или начала юры стали господствующими.
Растительный мир суши 1-й половины Т. п. во многом близок к верхнепермскому: исчезли господствовавшие в палеозое древовидные плауновидные и каламитовые, кордаитовые, прапапоротники и большая часть древних хвойных. Облик растительности в связи с этим изменился коренным образом, хотя новые группы растений ещё не появились: в конце перми и начале триаса преобладали древние хвойные и птеридоспермы (семенные папоротники). Основные мезофитные группы растений (диптериевые папоротники, саговники, беннеттиты, гинкговые, мезофитные хвойные) в значительном количестве появляются во 2-й половине Т. п., но вплоть до конца Т. п. ещё велико значение древних групп (семенных папоротников, древних папоротников и хвойных) и тех групп, расцвет которых приходится на Т.п. (два семейства семенных папоротников, хвощовые). В морях Т.п. большую роль играли рифообразующие водоросли (Доломитовые Альпы).
Для животного мира Т.п. характерен расцвет пресмыкающихся, приспособившихся к жизни на суше и в море, в пресноводных водоемах и в воздухе; некоторые группы земноводных также перешли к жизни в море. Наряду с лабиринтодонтами, котилозаврами, существовавшими ещё в пермское время, появились характерные для мезозоя архозавры, ихтиозавры, ряд групп синантозавров, лепидозавров, черепахи. В конце Т. п. появились настоящие костистые рыбы и первые млекопитающие. Пресноводные водоёмы были населены также мелкими ракообразными — ракушковыми (остракодами), филлоподами.
В морях Т. п. среди беспозвоночных доминировали цератиты (головоногие моллюски), появившиеся в конце перми и вымершие в конце Т. п.; наряду с ними обычны пелециподы, гастроподы, наутилоидеи; в небольшом количестве существовали настоящие аммониты и белемниты; значительно по сравнению с палеозоем уменьшилась роль брахиопод, морских лилий, фораминифер; четырёхлучевые кораллы сменились шестилучевыми.
Биогеографическое районирование. Для триасовых морских бассейнов Тетиса (от Альп до Индонезии) и Ю. Северной Америки характерна обильная и разнообразная фауна беспозвоночных наряду с широким развитием карбонатных рифовых фаций (тропическая область). Другая биогеографическая область (с умеренным климатом) располагалась на территории Бореального бассейна и бассейнов Новой Зеландии и Новой Каледонии, где тропические формы беспозвоночных и рифовые фации отсутствовали. Различие между этими областями четко выступает с конца раннего триаса; граница между ними в течение Т. п. несколько смещалась к С. в Западном полушарии и к Ю. — в Восточном. Флора 1-й половины Т. п. была однообразной.
Начиная с середины Т. п. тропическая флора известна вдоль северного берега Тетиса, а также в Аппалачах и на плато Колорадо. Более умеренная флора заселяла территорию между Тетисом и Бореальным бассейном, а также материки Южного полушария, включая Антарктиду.
Отложения Т. с. в СССР. Морские отложения Т. п. известны по южной и восточной окраинам, а также на С.-В.(северо-восток) СССР. В Карпатах развиты главным образом известняки и мергели, в Крыму — песчано-сланцевые отложения; на Северном Кавказе нижняя и верхняя части триаса сложены известняками, средняя—терригенными породами; в Закавказье преимущественно карбонатные толщи, достигающие мощности более 1000 м.Морские терригенные отложения с подчинённой ролью карбонатов известны на Мангышлаке (до 6000 м) и Туаркыре. На Памире в нижней половине разреза преобладают карбонатные осадки, в верхней — терригенные. Мощные толщи (до 3500 м) морских терригенных пород развиты на С.-В.(северо-восток) СССР, в Забайкалье и Приморье; в верхах разреза в Приморье чередуются морские и континентальные отложения.
Континентальные отложения Европейской части СССР (центральные районы, Донбасс, Приуралье, Прикаспий) сложены песчано-глинистыми породами с остатками позвоночных, наземных растений, харовых водорослей, остракод, филлопод. В Прикаспии, где мощности Т. с. достигают более 2000 м, в средней части разреза известны морские карбонатные отложения. В изолированных впадинах Восточного Урала, Сибири и Средней Азии нижний триас (до 1400 м) сложен обычно эффузивно-осадочными (в том числе траппы Сибирской платформы и Таймыра), а верхний (до 2700 м) — угленосными отложениями с растительными остатками.
Полезные ископаемые. С отложениями Т. с. связаны месторождения каменных и бурых углей в СССР (Восточный Урал, Южное Приморье), Японии, Вьетнаме, США (Южные Аппалачи), Южной Африке, Восточной Австралии; нефти и газа в СССР (Прикаспий, Дальний Восток), Великобритании, США, Алжире, Ливии; алмазов в СССР (Якутия); урана в США (Колорадо плато); соли в Центральной Европе; медных и медно-никелевых руд в СССР (Норильск), ПНР(Польская Народная Республика), США, Канаде; свинцово-цинковых руд в СССР (Дальний Восток), ПНР(Польская Народная Республика), Австрии; серебро-свинцовых руд в Югославии; ценных строительных материалов, в том числе знаменитого каррарского мрамора в Италии.
Лит.: Жинью М., Стратиграфическая геология, пер.(перевод) с франц.(французский), М., 1952; Леонов Г. П., Историческая геология, М., 1956: его же. Основы стратиграфии, т. 1, М., 1973; Стратиграфия СССР. Триасовая система, М., 1973; Страхов Н. М., Основы исторической геологии, ч. 2, М.—Л., 1948; Pia J., Grundbegriffe der Stratigraphie, W., 1930; Schmidt M., Die Lebewelt unserer Trias, Öhringen, 1928; Tozer E. Т., A standard for triassic time, Ottawa, 1967; Kozur Н., Probleme der Triasgiiederung und Parallelisierung der germanischen und tethyalen Trias, «Freiberger Forschungshefte», 1974, № 298.