Танковые войска
 
а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
 

Танковые войска

Танковые войска, род сухопутных войск. Имеются в вооружённых силах различных государств. Состоят из танковых подразделений, частей, соединений; кроме того, в их состав входят мотострелковые (механизированные), ракетные, артиллерийские, зенитные подразделения и части, а также инженерные, связи, автомобильные и др. подразделения и части специальных войск. Имеют на вооружении танки, самоходную артиллерию, бронетранспортёры, боевые машины пехоты, вертолёты и др. технику.

  Т. в. обладают большой огневой мощью и ударной силой, высокой подвижностью и надёжной броневой защитой. Действуя массированно на главных направлениях, они способны самостоятельно и во взаимодействии с др. родами войск преодолевать оборону противника, вести высокоманёвренные боевые действия, продвигаться на большую глубину, уничтожать резервы противника, захватывать и удерживать важнейшие рубежи и обеспечивать стремительное достижение целей боя и операции. Мощная броня танков делает их относительно устойчивыми к воздействию огня артиллерии и поражающих факторов ядерного оружия, резко снижает степень поражения экипажа проникающей радиацией и позволяет вести успешные боевые действия в условиях применения противником ядерного оружия.

  Танки впервые появились во время 1-й мировой войны 1914—18 в связи с необходимостью решить проблему прорыва позиционной обороны, оборудованной в инженерном отношении и насыщенной артиллерией, пулемётами и миномётами. Впервые танки (32 машины) были использованы англичанами в операции на р. Сомма (1916). В 1917 в районе Камбре английские войска применили массированно 378 танков. В ходе дальнейшего развития танки показали себя как новое перспективное средство, способное во взаимодействии с пехотой и артиллерией преодолевать позиционную оборону и развивать тактический успех в оперативный.

  В Советских Вооружённых Силах предшественником Т. в. были броневые силы, состоявшие из автобронеотрядов, основу которых составляли бронемашины и бронепоезда; собственных танков во время Гражданской войны 1918—20 страна ещё не имела. В январе 1918 был создан Совет броневых частей («Центробронь»), а в августе 1918 — Центральное, а затем Главное броневое управление. В декабре 1920 на вооружение Красной Армии стали поступать первые лёгкие советские танки Сормовского завода. С 1928 началось производство танков МС-1 («малый, сопровождения»).

  В 1929 было создано Центральное управление механизации и моторизации РККА. Танки вошли в состав механизированных войск. В 1930 в 1-й механизированной бригаде имелся танковый полк, насчитывавший 110 танков. В 1-м механизированном корпусе (1932) имелось свыше 500 танков. В 1932 была основана Военная академия механизации и моторизации РККА (ныне Военная академия бронетанковых войск им. Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского). Советскими военными теоретиками (В. К. Триандафиллов, К. Б. Калиновский и др.) были разработаны основы боевого применения бронетанковых войск, предусматривавшие массированное использование танков на важнейших направлениях, во взаимодействии с др. родами войск. В середине 30-х гг. это нашло своё отражение в теории глубокой операции и глубокого боя. В 1931—35 на вооружение Красной Армии начали поступать лёгкие, средние, а затем и тяжёлые танки различных типов. К началу 1936 было создано 4 механизированные корпуса, 6 отдельных механизированных бригад, 6 отдельных танковых полков, 15 механизированных полков кавалерийских дивизий и значительное количество танковых батальонов и рот. Отдельные танковые батальоны в составе стрелковых дивизий предназначались для усиления стрелковых частей и соединений при прорыве обороны противника. Они должны были действовать вместе с пехотой, не отрываясь от неё на большое расстояние, и назывались танками непосредственной поддержки пехоты. Создание механизированных и танковых частей положило начало новому роду войск, получившему наименование автобронетанковых войск; центральное управление механизации и моторизации в 1937 было переименовано в Автобронетанковое управление (позже в Главное автобронетанковое управление). В 1938 автобронетанковые войска получили некоторый боевой опыт у озера Хасан, а затем на р. Халхин-Гол (1939) и в советско-финляндской войне 1939—40. Исходя из полученного опыта, были разработаны и к 1940 приняты на вооружение танки с более мощной бронёй и более мощным вооружением (средний танк Т-34 и тяжёлый танк КВ).

  К 1939 советские автобронетанковые войска включали в свой состав танковые батальоны стрелковых дивизий, танковые полки кавалерийских дивизий, части резерва Главного командования (полки и бригады средних и тяжёлых танков) и отдельного соединения (танковые бригады и корпуса). В ноябре 1939, вследствие неправильной оценки опыта применения танков в Испании, были расформированы имевшиеся 4 механизированные корпуса. Одновременно был введён новый тип соединения — моторизованная дивизия. К маю 1940 были созданы 4 моторизованные дивизии (по 257 танков в каждой), отдельные танковые и броневые бригады. В июне 1940 было принято решение о восстановлении механизированных корпусов в составе 2 танковых и 1 моторизованной дивизии, мотоциклетного полка, отдельных батальонов: связи, моторизованно-инженерного, а также авиационной эскадрильи. Всего в корпусе предусматривалось иметь свыше 36 тыс. чел. и 1031 танк. Первоначально в 1940 было создано 9 корпусов; в феврале — марте 1941 начато формирование ещё 20 корпусов. Однако промышленность в то время могла дать формируемым соединениям лишь около необходимого количества танков; не хватало также среднего и младшего командного состава.

  К началу 2-й мировой войны 1939—45 Т. в. фашистской Германии состояли из танковых и моторизованных дивизий, объединявшихся в танковые (моторизованные) корпуса, а с 1940 в танковые группы, которые в октябре 1941 — январе 1942 были переименованы в танковые армии. На вооружении состояли лёгкие танки Т-I и Т-II, средние танки Т-III и T-IV, а с 1943, кроме того, тяжёлые танки «Тигр» (T-VI), «Пантера» (T-V) и штурмовые орудия «Фердинанд». Танки применялись массированно, обычно в составе первых эшелонов, преимущественно на направлениях главного удара.

  В результате неудачно сложившегося для Советских Вооружённых Сил начала войны (см. Великая Отечественная война Советского Союза 1941—45) механизированные корпуса после первых контрударов, значительно ослабивших наступательный порыв врага, вынуждены были вести оборонительное сражения совместно со стрелковыми войсками. Большие потери в танках в первые недели военных действий и невозможность быстрого их восстановления заставили советское командование использовать танки только во взаимодействии с пехотой, для действий из засад, повышения устойчивости боевых порядков стрелковых войск в обороне, для проведения частных контратак. К осени 1941 все механизированные корпуса были расформированы, основными организационными единицами стали танковые бригады и отдельные танковые батальоны. Крупных соединений для проведения наступательных операций советское командование не имело. В результате принятых Советским правительством мер по организации производства танков и героических усилий тружеников тыла количество танков в действующей армии быстро возрастало. Если на 1 декабря 1941 было всего 1730, то к 1 мая 1942 стало 4065, а к ноябрю — 6014 танков. Уже весной 1942 оказалось возможным приступить к формированию танковых, а позже и механизированных корпусов. Были созданы также 2 танковые армии смешанного состава, в которые входили танковые, механизированные и стрелковые соединения. На основе боевого опыта в 1942 народный комиссар обороны издал приказ от 16 октября, который требовал использовать танковые бригады и полки для непосредственной поддержки пехоты, а танковые и механизированные корпуса в качестве эшелонов развития успеха с целью разобщения и окружения крупных группировок врага. В декабре 1942 автобронетанковые войска стали называться бронетанковыми и механизированными войсками; было образовано Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками и введена должность командующего бронетанковыми и механизированными войсками. В 1943 на вооружение поступили самоходно-артиллерийские установки (САУ).

  С 1943 началось формирование танковых армий однородного состава; в танковых и механизированных корпусах было увеличено количество танков, включены самоходно-артиллерийские, минометные и зенитные части. К лету 1943 уже имелось 5 танковых армий, имевших, как правило, 2 танковых и 1 механизированный корпус, и большое число отдельных танковых и механизированных корпусов. Танковый корпус насчитывал около 11 тыс. чел., 209 танков Т-34, 49 САУ, 152 орудия и миномёта, свыше 1,2 тыс. автомашин; механизированный корпус — 16 369 человек, 246 танков и САУ, 252 орудия и миномёта (в том числе отдельный гвардейский миномётный дивизион реактивной артиллерии БМ-13), свыше 1,8 тысяч автомашин. Количество танков, участвовавших в операциях, постоянно возрастало в ходе войны. Так, в Московской битве участвовало 670 танков, в Сталинградской битве — 979, в Белорусской операции — 5200, в Берлинской операции — 6250 танков и САУ. Во всех крупных операциях Великой Отечественной войны бронетанковые и механизированные войска были ведущей силой и играли решающую роль в окружении и разгроме крупных группировок врага. Особенно большую роль они сыграли в Сталинградской битве 1942—43, Курской битве 1943, Белорусской операции 1944, Ясско-Кишинёвской операции 1944, Висло-Одерской операции 1945, Берлинской операции 1945 и др.

  После войны, в 1953 была введена должность начальника бронетанковых войск, а в декабре 1960 создано Управление начальника танковых войск и введена должность начальника танковых войск. Т. в. возглавляли маршалы бронетанковых войск Я. Н. Федоренко (1942—47), П. С. Рыбалко (1947— 1948), С. И. Богданов (1948—53), генерал-полковники танковых войск А. И. Радзиевский (1953—54), П. П. Полубояров (1954—69; с 1962 — маршал бронетанковых войск). С мая 1969 начальником танковых войск является маршал (с апреля 1975 Главный маршал) бронетанковых войск А. Х. Бабаджанян.

  В вооружённых силах США и Великобритании во время 2-й мировой войны бронетанковые войска состояли из бронетанковых дивизий, входивших в состав армейских корпусов. Применялись в армейских операциях в основном для развития успеха. Распылённость бронетанковых войск по корпусам понижала ударную силу и роль этих войск в операции.

  После войны боевые возможности Т. в. в Вооружённых Силах СССР и др. государств существенно расширились в результате внедрения более совершенных типов танков. Во многих армиях танки всё в большем количестве стали включать в состав общевойсковых частей и соединений. В вооружённых силах США современные бронетанковые войска организационно состоят из бронетанковых дивизий, бронекавалерийских (разведывательных) полков, танковых батальонов резерва главного командования, танковых батальонов в составе пехотных и механизированных дивизий. Всего насчитывается средних и лёгких танков в пехотной дивизии США — 81, в механизированной — 243, в бронетанковой — 351. К основным танкам, состоящим на вооружении иностранных армий, относятся: М60А1 (США), «Чифтен» (Великобритания), «Леопард» (ФРГ).

  Лит.: 50 лет Вооруженных Сил СССР, М., 1968; Советские танковые войска. 1941— 1945, М., 1973; Начальный период войны, М., 1974; Вооруженные силы капиталистических государств, М., 1971.

  А. Х. Бабаджанян.

Советские танковые войска на учениях: вверху — танки Т-54; внизу — танки Т-55.

Советские танковые войска на учениях: вверху — танки Т-55; внизу — плавающие танки ПТ-76 Б.