Тавтология (греч. tautología, от tautó — то же самое и lógos — слово), 1) повторение одних и тех же или близких по смыслу слов, например «яснее ясного», «плачет, слезами заливается». В поэтической речи, особенно в устном народном творчестве, Т. применяется для усиления эмоционального воздействия. Например, в былине о Соловье-разбойнике: «Под Черниговом силушки черным-черно, Черным-черно, черней ворона». Поэты часто пользуются Т. и тавтологическими рифмами, например А. С. Пушкин: «Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости». Широко употребляются некоторые тавтологические словосочетания в разговорной речи, например «целиком и полностью», «к сегодняшнему дню», «день-деньской». Иногда ненужные повторы в речи свидетельствуют о бедности языка говорящего. Т. — разновидность плеоназма.
Т. В. Вентцель.
2) В логике — крайний случай логической ошибки «предвосхищение основания» (лат. petitio principii), а именно: когда нечто определяется или доказывается тем же самым (лат. idem per idem). В двузначной классической логике термин «Т.» употребляется наравне с термином логический закон для обозначения общезначимых, всегда-истинных или тождественно-истинных, формул, инвариантных к фактическому содержанию (значениям) входящих в них переменных, то есть к действительному «положению дел» в мире. Поэтому в этой логике, следуя Г. В. Лейбницу, Т. называют истинами «во всех возможных мирах» или «вечными истинами», «необходимыми истинами», истинами в силу постулатов классической логики и пр. Примером такой Т. может служить формула, выражающая исключенного третьего принцип. В многозначной логике Т. называют формулы, которые при любом наборе из принятой «обобщённой» системы значений переменных сохраняют одно и то же выделенное (отмеченное) значение. Т. в этом смысле используются, в частности, в доказательствах независимости.
Лит.: Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, пер.(перевод) с нем.(немецкий), М., 1958; Чёрч А., Введение в математическую логику, пер.(перевод) с англ.(английский), т. 1, М., 1960.