Резцовая гравюра (нем. Stich, франц.(французский) gravure au burin, англ.(английский) engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются с помощью острого резца (штихеля).Р. г. возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью. Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. Размножение этих оттисков, имевших первоначально значение образцов для оружейников, «золотых и серебряных дел» мастеров, и привело (очевидно, в 1-й половине 15 в.) к появлению собственно Р. г. Наиболее старые примеры Р. г. — наивно выполненные игральные карты, листы с изображением Богоматери, святых, евангельских сцен и т. п., распространявшиеся вдоль р. Рейн (главной торговой артерии Западной Европы), в областях Швейцарии и Германии, в Эльзасе и в Нидерландах. Искусство Р. г. совершенствовалось в 15 в. в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в «серебряном деле» (мастер монограммы «ES» и др.), и достигло расцвета к концу 15 в. в творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии. Расцвет Р. г. в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука Лейденский), а во Франции — в 17 в. (Р. Нантёй и др.). Старые мастера Р. г. добивались большой убедительности в передаче облика человека, деталей быта, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения, создавали образы, полные глубокого философского звучания. Для техники Р. г. характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; чёткие штрихи точно очерчивают и моделируют объёмную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако ограниченность художественных возможностей Р. г. (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы), её исключительная трудоёмкость привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. Областью Р. г., сохранявшейся за ней до 19 в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут), научных иллюстраций и особенно репродукций (в листах большого размера) произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (т. н. увражей).
В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в.) техника Р. г. распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.) в конце 17 в. и использовалась в оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). В 18 в. видовые, батальные и Р. г. иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к Р. г. в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов. В 19 в. в петербургской АХ(Академия художеств) традиции Р. г. сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В начале 19 в. особым видом была «очерковая», контурно-линейная Р. г., образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и выполнялись по рисункам художников классицизма (например, Р. г. итальянского мастера Т. Пироли по рисункам англичанина Дж. Флаксмена); в России совершенства в этом виде Р. г. достиг Ф. П. Толстой (иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» по собственным композициям, 1820—33).
С развитием фотомеханических способов репродукции Р. г. в значительной мере утрачивает своё значение: со 2-й половине 19 в. она применяется в основном при изготовлении государственных бумаг, денежных знаков и т. п. Разновидности Р. г. на стали (1-я половина 19 в.), органическом стекле или пластмассе (20 в.) не имели для искусства большого значения. Вместе с тем в 20 в. выдвигается ряд крупных мастеров Р. г. в её «чистом виде» (Д. И. Митрохин в СССР, Ж. Лабурер во Франции, Д. Галанис в Греции и др.).