Предрассудок, буквально — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. П. называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия, связанные с религией, и предубеждения. Предубеждение — это неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанное на критически проверенном опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное, оно тем не менее весьма устойчиво и плохо поддаётся изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения. Предубеждения существуют и в др. сферах общественной психологии.
Как всякий социально-психологический стереотип, этнические предубеждения имеют двоякие корни — социально-экономические и психологические. Этнические предубеждения, чувства расовой и национальной вражды коренятся в объективных условиях жизни общества, ставящих людей во враждебные отношения друг к другу. Недоверие и подозрительность к «чужаку» заложены уже в этноцентризме первобытного мышления, кругозор которого по необходимости ограничен рамками своего собственного рода и племени. «Мы» определяется через соотнесение и противопоставление каким-то другим — «Они». С развитием обмена, межплеменного общения представления людей о др. этнических общностях усложняются, однако содержание и эмоциональная окраска этих представлений всегда отражают конкретную историю взаимоотношений соответствующих групп. Нейтральные или дружественные отношения порождают нейтральные или положительные стереотипы; зависимая, подчинённая группа с более низким уровнем цивилизации вызывает к себе снисходительно-пренебрежительное отношение, наделяется чертами детской наивности и интеллектуальной неполноценности (типичный образ «туземца» в колониальном фольклоре 19 в.); группа-конкурент, напротив, воспринимается как враждебная и опасная, её представители наделяются чертами агрессивности, коварства, моральной ненадёжности. Соответствующие стереотипы прочно закрепляются в массовом сознании и освящаются религией. В условиях классово антагонистического общества этнические предубеждения не только стихийно вырастают из недр массовой психологии как специфическая, хотя и искажённая форма символизации социальных конфликтов, но и сознательно распространяются и пропагандируются реакционными классами в целях разобщения трудящихся, отвлечения их внимания от коренных социальных проблем. Поэтому необходимые предпосылки ликвидации всех национальных и расовых предубеждений — уничтожение классов и эксплуатации человека человеком, широкая воспитательная работа в условиях социалистического общества.
Однако предубеждения — не только социальный, но и психологический феномен. Один и тот же по своему объективному содержанию стереотип в одном случае является просто средством приспособления к социальной ситуации (например, расистские установки в обществе, в котором расовое неравенство является нормой), а в другом — защитным механизмом личности, которая проецирует на «чужака» свои собственные неосознаваемые качества. Психологическая трактовка национальных и иных предубеждений, если она претендует заменить социально-историческую, классовый анализ, реакционна и несостоятельна. Однако изучение диалектики когнитивных (познавательных), эмоциональных и волевых компонентов предубеждения или соотношения социальной установки и реального поведения имеет важное значение для выработки эффективных способов воспитания.