Поколение, в демографии П. (употребляется и термин «когорта») называют людей, родившихся в одном и том же году; взаимодействие и преемственность таких П. образуют возрастную структуру общества. П. называют также стадию, ступень в происхождении от общего предка (дед, отец, сын и т.д.), отрезок времени между этими ступенями обычно исчисляется в тридцать лет. Возрастная структура общества и складывающиеся в ней взаимоотношения П. имеют троякую природу: биологическую (смена П. связана с естественным жизненным циклом), социальную (разделение функций между возрастными группами и сами его критерии зависят от социально-экономической структуры общества) и историческую (начиная жить в определенный момент времени каждое П. связано общностью каких-то жизненных переживаний и в силу этого уникально, неповторимо). Анализ П. в демографии позволяет выяснить долгосрочные тенденции динамики населения, изменения в способах его воспроизводства, сроках включения в трудовую жизнь и т.д.
Социологи и этнографы прослеживают связь возрастных групп с социальной структурой общества, общественным разделением труда, способами социализации, воспитания молодёжи и т.д. Связь эта может быть как жёсткой и непосредственной, так и более гибкой и опосредованной. В первобытном обществе существовала жёсткая формальная система возрастных групп (этнографы иногда называют их возрастными классами), принадлежность к которым была формализована и сочеталась с определёнными правами и обязанностями. В современном обществе эти грани несколько размыты, неопределенны, тем не менее возраст остаётся важной социальной и психологической характеристикой.
В историко-культурных исследованиях понятие П. имеет чаще всего символический смысл и ассоциируется не столько с одновременностью рождения, сколько с общностью значимых переживаний людей, оказавшихся участниками или современниками важных исторических событий («поколение Октябрьской революции», «поколение Великой Отечественной войны») или связанных общими интеллектуальными ориентациями или настроениями («потерянное поколение»). Продолжительность «жизни» таких условных П. также является условной, хронологически нестрогой, а их характеристики — описательными.
В немарксистской литературе предпринимались попытки положить понятие П. в основу общеисторической периодизации (Х. Ортега-и-Гасет, Х. Мариас, Испания, и др.) или представить «конфликт П.» в качестве универсальной движущей силы истории (Л. Фойер, США, и др.). Марксистская социология отвергает такой абстрактный подход. Возрастная структура любого общества тесно связана с его социально-экономической, классовой структурой, а конкретные взаимоотношения представителей разных П., включая отношения отцов и детей, можно понять только в свете более общей социальной ситуации (темп исторического развития, природа социальных конфликтов, уровень идеологической сплочённости или разобщённости общества и т.д.).
Лит.: Урланис Б. Ц., История одного поколения. (Социально-демографический очерк), М., 1968; Преемственность поколений как социологическая проблема, М., 1973; Eisenstadt S. N., From generation to generation, 2 ed., N. Y., 1966; RiIey M.W., Foner A., Aging and society, v. 1—3, N. Y., 1968—72.