Опыление у растений, перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика у покрытосеменных или на семяпочку у голосеменных растений. После О. из пылинок развиваются пыльцевые трубки, доставляющие мужские половые клетки — спермии— к яйцеклетке, находящейся в семяпочке, где происходит оплодотворение и развитие зародыша. У покрытосеменных существует 2 способа О. — перекрёстное и самоопыление. При перекрёстном О. пыльца с одного цветка переносится на рыльце пестика другого, находящегося на той же особи (гейтоногамия) или на другой (ксеногамия).При самоопылении (автогамия) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика того же цветка. В результате перекрёстного О. в случае, если пыльца попадает с цветка др. растения, зародыш обладает признаками обоих родителей. При самоопылении обогащения наследственности у дочернего организма, как правило, не происходит. Поэтому перекрёстное О. имеет преимущество перед самоопылением. Однако многим видам растений свойственно только самоопыление. Цветки у них всегда обоеполые, пыльники созревают одновременно с пестиками, и пыльца из них легко попадает на рыльце.
В процессе эволюции у растений появились многие особенности, связанные с О. Это, например, раздельнополость цветков и особенно растений (двудомность). В обоеполых цветках часто пыльники и пестики созревают неодновременно (дихогамия);при этом чаще пыльники созревают раньше пестиков (протандрия), реже раньше созревают пестики (протогиния). У некоторых растений в разных цветках длина тычинок и пестиков различна (гетеростилия). У многих перекрёстноопыляемых растений пыльца плохо прорастает или не прорастает совсем на рыльце своего пестика, что исключает самоопыление. Перекрёстное О. осуществляется с помощью животных (зоофилия), ветра (анемофилия) и воды (гидрофилия). Наибольшее число видов цветковых растений опыляется животными, преимущественно насекомыми (энтомофилия), меньше — птицами (орнитофилия), ещё меньше — млекопитающими (рукокрылыми, грызунами и др.). Животные посещают цветки ради нектара или пыльцы. Пыльца зоофильных растений обычно крупная с неровной и часто липкой поверхностью, что помогает ей удерживаться на теле животного. Строение их цветков обычно таково, что посещающее их животное прикасается к пыльникам и рыльцу. Цветки этих растений, как правило, имеют яркую окраску и более или менее сильный запах, помогающий животному найти цветок. Особые приспособления к извлечению нектара и (или) пыльцы из цветков выработались и у животных-опылителей. Некоторые растения опыляются только строго определёнными насекомыми, цикл развития которых тесно связан с ритмом развития этих растений; так, О. инжира осуществляют только осы бластофаги (см. Капрификация), а О. юкки — моль пронуба. Ветром опыляются в основном растения открытых пространств и многие деревья. У анемофилов, как правило, многоцветковые легко раскачиваемые ветром соцветия, длинные, с подвижными пыльниками тычинки, сильно разветвленные рыльца, с большой воспринимающей поверхностью, огромное количество мелкой сухой пыльцы, переносимой ветром на большие расстояния, околоцветник развит слабо или вовсе отсутствует. Цветут они либо до распускания листьев, либо их соцветия поднимаются над листьями (злаки, осоки). Гидрофильных растений немного. Пыльники у них раскрываются под водой, и пыльца, попадая в воду, переносится ею на рыльце пестика; у многих из них (например, у взморника) пыльца нитевидная, или пылинки прорастают при вскрытии пыльника, и пыльцевые трубки помогают им зацепиться за рыльце. Некоторые растения способны опыляться разными способами; так, подорожники ланцетный и средний могут опыляться и насекомыми, и ветром. У многих перекрёстноопыляемых растений в конце цветения происходит самоопыление в том случае, если перекрёстное О. ранее не произошло.
Лит.: Дарвин Ч., Действие перекрёстного опыления и самоопыления в растительном мире, пер.(перевод) с англ.(английский), М. — Л., 1939; Имс А., Морфология цветковых растений, пер.(перевод) с англ.(английский), М., 1964; Тахтаджян А. Л., Основы эволюционной морфологии покрытосеменных, Л., 1964; Первухина Н. В., Проблемы морфологии и биологии цветка, Л., 1970; Kugler Н., Blütenökologie, 2 Aufl., Jena, 1970.