Кушанское царство, государство древнего мира. В период своего расцвета (конец 1—3 вв.(века) н. э.(наша эра)) включало значительную часть территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии и, возможно, Синьцзяна. Несмотря на крупную роль в истории древнего мира, К. ц. изучено слабо. Общие контуры политической истории К. ц. вырисовываются из сообщений китайских и римских авторов и из анализа кушанских монет и немногочисленных надписей. Точная хронология истории К. ц. пока не установлена.
К. ц. возникло приблизительно на рубеже н. э.(наша эра), спустя более чем сто лет после разгрома Греко-Бактрийского царства кочевниками, образовавшими ряд отдельных княжеств. Одно из таких княжеств в Бактрии, возглавленное племенем или родом кушан, стало ядром К. ц. Основные завоевания кушан связаны с именами царей — Куджулы Кадфиза, его сына Вимы Кадфиза (Кадфиза II) и наиболее знаменитого царя кушан — Канишки. Расцвет К. ц. приходится на правление Канишки и его сына Хувишки, а упадок (примерно с середины 3 в. н. э.(наша эра)) — на царствование Васудевы. История К. ц. в 4 в. ещё недостаточно ясна.
Наиболее значительные раскопки кушанских поселений производились в Баграме и Баглане (Сурхкоталь) — в Афганистане, в Таксиле — в Пакистане и на ряде городищ Северной Бактрии — в Узбекской ССР и Таджикской ССР. Археологами установлено, что при кушанах на этих территориях велись большие строительные работы, имел место рост городов, значительное развитие получили ирригация и ремесленное производство. Хорошо прослежены и торговые связи К. ц. с Китаем, Парфией и Римом (К. ц. и Рим обменивались посольствами); связи осуществлялись по Великому шёлковому пути — из столицы Китая, через земли кушан и парфян, в римскую Сирию и по морю — из римского Египта в порты Западной Индии. При кушанах началось распространение буддизма из Индии в Среднюю Азию и на Дальний Восток.
Искусство К. ц., развивавшееся в рамках ряда крупных школ (бактрийской, паропамисадской; гандхарской, см.(смотри) Гандхара; матхурской), представляет собой явление эллинистической художественной культуры Среднего Востока. В бурно растущих городах возводятся цитадели и мощные оборонительные стены, возрастает плотность городской застройки (Дальверзин-Тепе, Термез, Балх, Сирсукх и др.). Возводятся сырцово-глинобитные (на С.) и каменные (на Ю.) сооружения. Для жилых домов и дворцов (Халчаян, Баграм), парадных храмов династич. культа кушан (Сурхкоталь, Матхура), буддийских монастырей, святилищ, ступ (Таксила, Хадда, Буткара) характерны композиции с центральным залом (окруженным помещениями и коридорами) и колонным айваном на главном фасаде. Вырабатывается местная ордерная система на основе эллинистической и староиндийской традиций. Для искусства К. ц. характерен синтез архитектуры, скульптуры и живописи. В скульптуре (глиняной, гипсовой, каменной) господствуют темы прославления кушанских царей (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Матхура), мифологические сюжеты (Буткара, Шотарак), складывается иконография Будды и бодхисатв. Живопись (темпера по сухому грунту) на мифологические и жанровые сюжеты ярка и лаконична по колориту. В стиле скульптуры и живописи К. ц. реалистическое начало постепенно уступает место иератическому. Развитие получили различные виды декоративного искусства: художеств. изделия из металла, драгоценные ткани, терракотовые статуэтки с изображениями, отражающими народные верования и представления. Искусство К. ц. оказало существенное влияние на последующее развитие художественной культуры Средней Азии, Афганистана и Индии.
Лит.: История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Массой В. М., Ромодин В. А., История Афганистана, т. 1, М., 1964; Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. ф., Древняя Индия, М., 1969; История искусства народов СССР, т. 1, М., 1971, с. 224 — 55; Пугаченкова Г. А., Скульптура Халчаяна, М., 1971; Puri В. N., India under the Kushanas, Bombay, 1965; Schiumberger D., L'Orient hellénisé, P., 1970.