Кобальтовые руды, природные минеральные образования, содержащие кобальт в количествах, при которых экономически целесообразно его извлечение. В природе известно более 100 кобальтсодержащих минералов, в том числе около 30 собственно кобальтовых, но только 4 распространены широко: кобальтин CoAsS, скуттерудит CoAs3, шмальтин-хлоантит (Co, Ni, Fe) As3 —2, саффлорит (Со, Fe) As2.
Характерной особенностью кобальта является его способность образовывать промышленные концентрации в месторождениях других металлов (никеля, меди и железа), где он представлен не только собственно кобальтовыми минералами, а в основном кобальтсодержащими рудными минералами (пирит, пентландит, асболаны). По минеральному и химическому составу различаются 3 типа К. р.: мышьяковые, сернистые и окисленные.
Главные минералы мышьяковых К. р. — соединения Со, Ni и Fe с мышьяком (арсениды) или с мышьяком и серой (сульфоарсениды). Среди арсенидов различаются группы скуттерудита (до 20% Со), сложных смесей шмальтин-хлоантита (от 20 до 5—1% Со) и саффлорита-леллингита (от следов до 23— 28% Со). Примесь Со в никелевых арсенидах (раммельсбергит, никелин и др.) обычно не превышает нескольких %. К сульфоарсенидам относятся ряды: кобальтина-герсдорфита и глаукодота-арсенопирита (содержание Со от весьма незначительного в никелевых и железистых разностях до 33—34% в собственно кобальтовых). Среднее содержание Со в промышленных рудах обычно 1—2%. В составе руд могут присутствовать минералы меди, золота, серебра, висмута, урана. Бедные руды перед металлургическим переделом, как правило, подвергаются обогащению; более богатые могут использоваться непосредственно (в частности, с применением современных методов гидрометаллургии); при благоприятных условиях попутно извлекаются золото, серебро и др. ценные металлы. Среди месторождений мышьяковых К. р. важное промышленное значение имеют: в СССР Хову-Аксинское месторождение (в Тувинской АССР); за рубежом — месторождения района Бу-Аззер (Марокко).
Сернистые К. р. относятся к типу комплексных руд никеля, меди и железа. Среди них выделяются магматические медно-никелевые в ультраосновных и основных породах, медно-колчеданные и скарново-магнетитовые. В первом типе главным кобальтсодержащим минералом является пентландит, в двух остальных — пирит с сильно колеблющимися примесями Со (до 2,5%—3%). Собственно кобальтовые сульфиды — кобальт-пентландит (Со, Fe, Ni)9S8, линнеит CO3S4, карролит CuCo2S4, каттиерит CoS2 и др. — сравнительно редки. Несмотря на невысокие средние содержания Со (от тысячных и сотых до десятых долей %), крупные размеры месторождений при комплексном использовании руд позволяют вести экономически выгодную добычу Со в значительных масштабах. В СССР кобальтсодержащие медно-никелевые руды известны в Красноярском крае (Норильск) и на Кольском полуострове; за рубежом — в сульфидных медно-никелевых месторождениях Канады.
Окисленные К. р. принадлежат также к комплексным. Они образуются при выветривании на поверхности кобальт- и никельсодержащих ультраосновных пород или сернистых руд. Как в первом широко распространённом типе так называемых силикатно-никелевых руд (около 0,1% Со), так и во втором редком типе окисленных сернистых руд (1—4% Co), Co концентрируется преимущественно в непостоянных по составу гидроокислах марганца (асболанах), к которым в зоне окисления сульфидных руд присоединяются гидроокислы и карбонаты Со. Силикатно-никелевые руды известны: в СССР на Урале и в Казахстане; за рубежом на островах Куба и Н. Каледония, сернистые руды — в медных месторождениях Заира (Африка).
Лит.: Крутов Г. А., Месторождения кобальта, М., 1959; Требования промышленности к качеству минерального сырья, в. 55 — Глазковский А. А., Кобальт, 2 изд., М., 1961.