Имманентная философия, субъективно-идеалистическое направление в философии, отождествляющее бытие, познаваемую реальность с содержанием сознания и отрицающее существование внешней по отношению к сознанию действительности. К этому направлению относятся немецкие философы В. Шуппе (который в «Теоретико-познавательной логике», 1878, высказал основные идеи И. ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др. И. ф. выражает позитивистскую тенденцию учения И. Канта, его критической гносеологии в форме, наиболее близкой эмпириокритицизму. В духе Канта И. ф. считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием, однако, в отличие от Канта (и совпадая с основной тенденцией неокантианства), И. ф. отрицает существование «вещи в себе», т. е. объективной реальности, и, таким образом, становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с точки зрения И. ф. всё познаваемое находится в сфере сознания, т. е. имманентно ему, содержание сознания превращается в единственную реальность; мир внутренний и мир внешний, субъект и объект — это лишь две сферы, которыми «обладает» душа, это две области «Я», сознания. И. ф. продолжает учение швейцарского философа-эмпириокритика Р. Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроекции. Чтобы избежать субъективизма и солипсизма, грозящих И. ф., которая признаёт только то, что наличествует в сознании, имманенты, во-первых, утверждают существование других «Я» (что непоследовательно, так как с точки зрения И. ф. запрещается утверждать о чём-либо вне сознания); во-вторых, часть сторонников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее также критерием объективности и истинности. Вообще для И. ф., которая претендует на ликвидацию трудностей, связанных с процессом познания субъектом объекта (за счёт ликвидации познаваемого), особенно остро встаёт проблема отличия объективного и истинного от субъективного и иллюзорного. Вместе с тем идея всеобщего сознания порождает ряд новых трудностей (начиная с толкования его природы), из которых многие имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное». Однако признание бога и теологические «выводы» требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И. ф. — выхода за пределы гносеологизма в область онтологии и метафизики, перехода от субъективно-идеалистического учения к объективно-идеалистическому.
За субъективный идеализм и попытку занять «третью линию» в философии И. ф. была подвергнута резкой критике в книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Полн. собр. соч.(сочинение),5 изд., т. 18).
Лит.: Борецкая Э., Имманентная философия и трансцендентная метафизика, «Научное обозрение», 1902, №5, 7; Леклер А., К монистической гносеологии, пер.(перевод) с нем.(немецкий), СП(Собрание постановлений)Б, 1904; Шуппе В., Солипсизм, «Новые идеи в философии», 1913, сб.(сборник) 6; Ремке И., О достоверности внешнего мира для нас, там же; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Ettinger-Reichmann R., Die Immanenzphilosophie, Gött., 1916. См. также лит.(литературный) при статьяхРемке И. иШуппе В.