Зороастризм, религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде др. стран Ближнего и Среднего Востока, а в настоящее время у парсовв Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра, до середины 6 в. до н. э.(наша эра)). Священный канон З. — «Авеста». Для З. характерны: монотеистическая тенденция, выраженная в вере в верховного, или единого, бога Ахурамазда, по имени которого З. называют маздеизмом, и дуализм, противопоставляющий два вечных начала — добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса. К силам зла в З. принадлежат дайвы (позже дэвы — «демоны») — натуралистические боги индоиранской религии (остались богами в Индии и у части Иранских племён), отличные от асур («владыка», Иранское ахура), богов с особой властью морального порядка. Главную роль в ритуале З. играет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости, арты. Во главе сил добра в З. стоят Ахурамазда (позже Ормазд) и его дух Спента-Майнъю (Святой дух), во главе сил зла — враждебный дух-разрушитель Анхра-Майнью (позже Ахриман), в дальнейшем как злой бог прямой соперник Ахурамазды. Маздеизм развивался в эпоху возникновения государственных образований и боролся с культом дайвов, связанным со старым жречеством и родоплеменной знатью. Согласно З., цель мирового процесса, победа добра над злом достигается развитием событий в этом мире, причём особая роль принадлежит человеку, обладающему свободой выбора (эта концепция обоснована уже в Гатах, древнейшей части Авесты): он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла, но совместное коллективное усилие приверженцев истинной веры приведёт к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством индивидуального спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный З.; основные орудия в борьбе со злом — «добрая мысль», «доброе слово», «доброе дело». Особое значение придаётся умножению благого материального бытия (от разведения скота и земледелия до капиталистического предпринимательства у современных парсов) и произведению потомства, умножающему воинство доброго начала. З. всегда был чужд аскетизм.
З. окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах. После арабских завоевания З. ещё 3—4 века играл значительную роль в Иране и соседних странах; тогда же были написаны многие произведения литературы З. на среднеперсидском языке, в том числе обширная энциклопедия З. — Денкарт (9 в.). С дальнейшим распространением ислама многие последователи З. эмигрировали в Индию, их потомки — парсы. В эпоху соперничества с христианством и затем исламом в З. отмечается стремление принизить значение злого духа; парсы признают, по существу, лишь бога Ормазда, а Ахриман мыслится в основном как символ дурных тенденций в человеке.
Источн.: Kent R. G., Old Persian, 2 ed., New Haven, 1953; Pahlavi texts, transl. by E. W. West., v. 1—5, L., 1890—97 (Sacred Books of the East, v. 5, 18, 24, 37, 47).
Лит.: Струве В. В., Родина Зороастризма, «Советское востоковедение», 1948, т. 5, с. 5—34; Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, «Archiv orientáini», 1956, v. 24, № 1; История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion de I'Iran ancien, P., 1962. См. также лит.(литературный) при ст. «Авеста», Заратуштра.