Голарктическая область, Голарктика (от греч.(греческий) Hólos — весь и arktikós — северный), флористическая и зоогеографическая область суши. Для растений и животных границы Г. о. не совпадают.
Голарктическая флористическая область (или флористическое царство) занимает внетропическую часть Северного полушария; южная граница её проходит примерно вдоль тропика Рака; граничит с Неотропической областью и Палеотропической областью. На долю Г. о. приходится почти половина суши, а за вычетом пространств, покрытых материковыми ледниковыми щитами, даже несколько больше половины площади, доступной для произрастания наземных растений. Флоры Г. о. складывались в позднемеловое — палеогеновое время, но подвергались преобразованию в связи с общим охлаждением внетропических пространств и развитием контрастного рельефа земной поверхности начиная с конца палеогена. В неогене и плейстоцене сложились основные особенности флор более северных частей Голарктики. Древние черты флор в значительной степени сохранились в южных её частях, (в особенности в Восточной Азии и, отчасти, в Северной Америке). В раннем палеогене климат южных окраин Г. о. был почти тропическим, однако местами значительные сезонные колебания температуры определили раннее развитие мезофильных листопадных древесных пород, которые в сочетании с относительно теплолюбивыми хвойными и при незначительном присутствии вечнозелёных лиственных деревьев составили основу арктотретичнои флоры. Между флорами всех областей Голарктики улавливаются генетические связи, обусловленные меньшей в минувшие геологические эпохи дифференциацией физико-географических условий, более тесными контактами между флорами отдельных частей Голарктики и существованием в прошлом океана Тетис, отграничивавшего голарктическую сушу от тропических материковых пространств.
Для южных частей современной Голарктики характерны большее видовое и, отчасти, родовое богатство флор и своеобразие видового состава, чем для северных. Наиболее богаты флоры Восточной Азии, Ю.-В.(юго-восток) Северной Америки, Калифорнии, Средиземноморья, в СССР — флоры Закавказья. Бедны флоры Арктики, пустынь Сахары, Сирийской, Турана и Центральной Азии. Флоры гористых частей выделяются резкой пространственной дифференцированностью их состава.
Для флор Г. о. характерны семейства сложноцветных, злаков, осоковых, бобовых, лютиковых, лилейных, крестоцветных, гвоздичных, розоцветных, зонтичных, норичниковых, губоцветных и др. Ни одно из этих семейств, однако, не эндемично. Из древесных растений характерны представители семейства берёзовых, ивовых, ореховых, розоцветных и др., из хвойных — таксодиевые (в основном древние — реликтовые — роды с узко ограниченным современным распространением) и особенно сосновые, из которых лишь единичные виды проникают в смежные с Г. о. районы. Ограниченно представлены ароидные, орхидные (только наземные формы), молочайные, мареновые, пальмы и миртовые (только вблизи южной окраины). Умеренно представлены (относительно богато на В. Азии и в др. влажных, умеренно тёплых областях) папоротники. Роль плаунов и хвощей (как и везде немногочисленных) относительно выше, чем во многих тропических флорах. Удельный вес мхов и лишайников возрастает (исключая аридные области) по мере продвижения с Ю. на С. Грибы представлены значительным числом видов во всех достаточно увлажнённых частях Голарктики.
Г. о. (или царство) подразделяют на ряд флористических подобластей (или областей). В пределах Старого Света можно выделить подобласти (или области): Средиземноморскую, Среднеевропейскую, Центрально-Азиатскую, Восточно-Азиатскую, Бореальную и Арктическую; последние две охватывают и север Северной Америки, более южные части которой разделяются на 2—3 самостоятельных подобласти. Возможны и другие, в том числе более дробные (с выделением до 15 и более подобластей), подразделения. Каждой подобласти свойствен более устойчивый, чем Голарктике в целом, набор систематических групп растений и соотношений между ними, наличие эндемичных родов (мало в Арктической, Бореальной, Среднеевропейской областях и много в Восточно-Азиатской, Средиземноморской). Существеннейшие черты флор южных областей сложились в своей основе раньше, чем более молодые флоры умеренного пояса и особенно севеоных частей Г. о. Сравнительно недавние преобразования флор характерны также для пространств засушливых или испытавших значительное поднятие во время альпийской складчатости и после неё, а также испытавших в антропогене интенсивное оледенение. См. также Флористические области земного шара.
Лит.: Дильс Л., Ботаническая география, П., 1916; Павлов Н. В. Ботаническая география СССР, А. А., 1948; его же, Ботаническая география зарубежных стран, ч.1—2, М., 1965; Алехин В. В., Кудряшов Л. В., Говорухин В.С., География растений с основами ботаники, 2 изд., М. ,1961.
В. С. Говорухин, А. И. Толмачев.
Голарктическая зоогеографическая область занимает большую часть Северного полушария — Северную Америку (включая арктический архипелаг и Гренландию на С. и Мексиканское нагорье на Ю.), всю Европу, Северную Африку и Азию (исключая Индию и Индокитай). Южная граница Г. о. совпадает с северной границей Неотропической, Эфиопской и Индо-Малайской (Восточной) областей. Г. о., составляющая большую часть Арктогеи, была выделена в 1882 американским зоологом А. Гейлприном. До этого зоогеографы относили эту территорию к двум отдельным областям — Неарктической (для Америки) и Палеарктической (для Евразии и Северной Африки), которые теперь принято считать отделами Г. о. Представление о единой Г. о. основано на детальном изучении состава и размещения не только современной фауны Северной Америки и Евразии, но и ископаемых форм. Для решения вопроса о единстве Г. о. существенна разработка учения о политипичном биологическом виде и перестройка системы многих групп животного мира, в том числе млекопитающих. В результате обнаружилось, что многие обитатели Евразии и Америки, которые считались хотя и близкими, но разными видами, принадлежат к одному виду, что свидетельствует о сходстве, а не различии фаун. Фауна Г. о., несмотря на занятую ею большую территорию и разнообразие природных условий (от пустынь и тундр Арктики до влажных субтропиков и тропиков), относительно бедна как по абсолютному числу видов, так и по числу эндемичных групп. Из млекопитающих эндемичны только семейства бобров (2 вида), горных «бобров» (1 вид), кротов и тушканчиков; из птиц — тетеревиные и гагары (чистиковые относятся к морской фауне);4 семейства хвостатых земноводных; из рыб — осетровые, лососёвые, щуковые, умбровые, колюшковые и некоторые др. Бедность фауны Г. о. объясняется тем, что значительная часть её территории лежит в высоких широтах, а также относительной молодостью фауны большей части территории — климатические потрясения ледникового времени охватили всю северную часть Г. о. Общность фауны Неарктического. и Палеарктического отделов Г. о., ныне полностью разобщённых, объясняется, не говоря о значительном сходстве в климатических и ландшафтных условиях (зональность), тем, что в плиоцене и четвертичном периоде возникали широкие сухопутные соединения между Аляской и Чукотским полуостровом и к С. от них (Берингия, или Берингийский материковый "мост"), по которым в обоих направлениях шли интенсивные миграции животных. Так, из Евразии в Америку мигрировали горные бараны, лоси, олени, бурый медведь и др., а также вымершие там мамонт, як, сайгак и некоторые др. Из Северной Америки расселились в Евразию северный олень, овцебык и др.
Для фауны Г. о. характерны следующие главные черты: 1) в каждой части области фауна на крайнем севере очень бедна и однообразна и становится богаче и разнообразнее к Ю., где при благоприятных природных условиях (вне пустынь и высоких гор) может быть довольно богата. Это объясняется как суровостью современных условий и однообразием ландшафтов на С. и указанными историческими причинами, так и проникновением в южные части Г. о. многих видов из соседних тропических областей. Кроме того, здесь частью в т. н. ледниковых убежищах (рефугиях) сохраняется некоторое количество элементов оттеснённой сюда доледниковой (третичной) фауны. 2) Общность фауны Г. о. сильнее всего выражена на С. и уменьшается к Ю. Фауна тундровой зоны Евразии и Америки почти не имеет различий, черты общности хорошо выражены и в лесной (особенно таёжной) зоне. В южных частях Г. о. сходство фаун Северной Америки и Евразии значительно слабее. Сильно различаются фауны отдельных частей юга Г. о. не только на разных материках, но и на одном: на Ю. Палеарктики выделяют три подобласти, на Ю. Неарктики — две. 3) Хотя ряд видов имеет в Г. о. очень широкое распространение как в Евразии, так и в Северной Америке (волк, лиса, лось, горностай, ястребиная сова и др.), более резко выражено сходство фаун Северо-Восточной Сибири, Аляски и северо-западной части Северной Америки, теснее связанных с существовавшей ранее Берингийской сушей.
Г. о. обычно подразделяют на 7 подобластей: Арктическую, Циркумбореальную, Средиземноморскую, Центрально-Азиатскую, Китайско-Гималайскую, Западно-Американскую и Восточно-Американскую (см. карту при статье Зоогеографическое районирование).
Лит.: Гептнер В. Г., Общая зоогеография. М. — Л., 1936; Бобринский Н. А., География животных (Курс зоогеографии), М., 1951; Дарпингтон Ф.Дж., Зоогеография, пер.(перевод) с англ.(английский), М., 1966; Reinig W. F., Die Holarktis, Jena, 1937.