Варшавский договор 1955 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР(Германская Демократическая Республика), Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955, после сдачи на хранение Польше как стране-депозитарию ратификационных грамот всеми участниками В. д. Албания с 1962 участия в работе В. д. не принимала; в сентябре 1968 она в одностороннем порядке денонсировала договор.
Заключение В. д. было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954, предусматривавших образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО(Организация Североатлантического пакта). В. д. носит строго оборонительный характер. Он имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран — его участниц и поддержания мира в Европе. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН(Организация Объединённых Наций) государства — участники В. д. обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженной силы. Члены организации В. д. обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и др. государств. Предусмотрены взаимные консультации участников В. д. по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением В. д., создан Политический консультативный комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК представлены все государства — участники В. д. на самом высоком уровне.
Срок действия В. д. — 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявления о денонсации В. д. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. В. д. утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского договора.
Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники В. д. приняли решение о создании Объединённого командования вооруженными силами, в ведение которого по соглашению между ними выделяются соответствующие национальные контингенты. Во главе Объединённого командования стоит Главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами (ОВС; в 1955 — июне 1960 Маршал Советского Союза И. С. Конев, в июне 1960 — июле 1967 Маршал Советского Союза А. А. Гречко, с июля 1967 Маршал Советского Союза И. И. Якубовский). При Главнокомандующем имеется Штаб ОВС начальники Штаба — генералы армии А. И. Антонов (1955—62), П. И. Батов (1962—65), М. И. Казаков (1965—68), С. М. Штеменко (с августа 1968)]. Местопребывание Штаба — Москва. 17 марта 1969 Будапештское совещание ПКК утвердило положение о Комитете министров обороны государств — участников В. д., а также новое положение об Объединённых вооружённых силах и Объединённом командовании.
Объединённое командование и Штаб ОВС обеспечивают взаимодействие вооружённых сил и укрепление обороноспособности стран — участниц В. д. В этих целях они проводят совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры на территории этих стран. Совместные учения и манёвры союзных армий проводились на территории всех входящих в него стран. К числу наиболее крупных относятся учения под кодовыми названиями: «Октябрьский штурм» (октябрь 1965), «Влтава» (сентябрь 1966), «Родопы» (август 1967), «Днепр» (сентябрь 1967), «Север» (июль 1968), «Весна-69» (март — апрель 1969), «Одра — Ниса» (сентябрь 1969), «Братство по оружию» (октябрь 1970) и др.
На совещаниях ПКК и др. совещаниях стран — участниц В. д. их представители обсуждали важнейшие вопросы международных отношений и совершенствования организации В. д., а также неоднократно выступали с инициативами по разрядке международной напряжённости. ПКК собирался: 27—28 января 1956 в Праге, 24 мая 1958 в Москве, 4 февраля 1960 в Москве, 28—29 марта 1961 в Москве, 7 июня 1962 в Москве, 26 июля 1963 в Москве, 19—20 января 1965 в Варшаве, 4—6 июля 1966 в Бухаресте, 6—7 марта 1968 в Софии, 17 марта 1969 в Будапеште, 2 августа 1970 в Москве, 2 декабря 1970 в Берлине; 3—5 августа 1961 проходило совещание первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий, а 25 июля 1963 — совещание первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств государств В. д. Заседания Комитета министров обороны проводились 22—23 декабря 1969 в Москве, 21—22 марта 1970 в Софии и 2—3 марта 1971 в Будапеште. Был создан также Военный совет Объединённых вооружённых сил, заседания которого проходили 9—10 декабря 1969 в Москве, 27—28 апреля 1970 в Будапеште и 27—30 октября 1970 в Варне. Неоднократно созывались в рамках В. д. совещания министров иностранных дел, министров обороны и их заместителей.
Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (27—28 января 1956) государства — участники В. д. выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.
На Московском заседании ПКК (24 мая 1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками В. д. и членами НАТО(Организация Североатлантического пакта).
В принятой на заседании ПКК в Москве (4 февраля 1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.
На Варшавском совещании ПКК (19— 20 января 1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО(Организация Североатлантического пакта), а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.
Наиболее полно миролюбивая программа государств — участников В. д. была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (4—6 июля 1966). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ(Федеративная Республика Германии) к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества государства — участники В. д. предложили созвать общеевропейское совещание.
Участники Бухарестского совещания, а также совещания ПКК в Софии (6—7 марта 1968) решительно осудили вооруженную интервенцию американского империализма во Вьетнаме и подтвердили свою поддержку освободительной борьбы вьетнамского народа. На Софийском совещании состоялся также обмен мнениями по проблеме нераспространения ядерного оружия.
Будапештское совещание ПКК (17 марта 1969), наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации В. д., уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности.
Идея Будапештского совещания ПКК о созыве общеевропейского совещания получила дальнейшее развитие на совещании министров иностранных дел стран — участниц В. д., состоявшемся в Праге 31 октября 1969. Министры иностранных дел предложили провести общеевропейское совещание в Хельсинки в 1-й половине 1970. В повестку дня совещания они рекомендовали включить два вопроса: об обеспечении европейской безопасности и об отказе от применения силы или угрозы её применения во взаимных отношениях между государствами в Европе; о расширении торговых, экономических и научно-технических связей на равноправных началах, направленных на развитие политического сотрудничества между европейскими государствами.
На состоявшемся 21—22 июня 1970 в Будапеште Совещании министров иностранных дел стран — участниц В. д. эти предложения были расширены и конкретизированы.
Участники совещания ПКК, состоявшегося 20 августа 1970 в Москве, одобрили договор между СССР и ФРГ(Федеративная Республика Германии), подписанный в августе 1970, и выразили твёрдое намерение предпринять зависящие от них дальнейшие шаги, направленные на укрепление европейской безопасности и созыв общеевропейского совещания.
Позиция стран — участниц В. д., направленная на укрепление безопасности и развитие мирного сотрудничества в Европе, была вновь подтверждена на Берлинском совещании ПКК (2 декабря 1970). Участники Берлинского совещания отметили огромное значение для судеб европейского мира признания существующего положения в Европе, сложившегося в итоге 2-й мировой войны, указали на важность заключения договора между СССР и ФРГ(Федеративная Республика Германии) и парафирования (ноябрь 1970) договора между ПНР(Польская Народная Республика) и ФРГ(Федеративная Республика Германии) (подписан 7 декабря 1970), единодушно выразили солидарность с миролюбивой политикой ГДР(Германская Демократическая Республика) и подчеркнули её роль в построении прочного мира в Европе, поддержали справедливое требование ЧССР(Чехословацкая Социалистическая Республика) о непризнании с самого начала Мюнхенского соглашения 1938, отметили, что достижение взаимоприемлемой договорённости по Западному Берлину могло бы служить интересам разрядки напряжённости в центре Европы, а также потребностям населения Западного Берлина и высказались вновь за созыв без каких-либо предварительных условий общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества.
Участники совещания подтвердили свою готовность оказывать и впредь решительную поддержку подвергшимся агрессии народам Индокитая и арабским народам, в том числе арабскому народу Палестины, и вновь указали на необходимость политического урегулирования в Индокитае и на Ближнем Востоке.
В связи с агрессией колонизаторов против Гвинейской Республики участники Берлинского совещания потребовали положить конец империалистическим провокациям против независимых народов Африки.
Предложения, выдвинутые государствами — участниками В. д., находятся в центре внимания всех европейских народов. Эти предложения, как и вся деятельность организации В. д., свидетельствуют о подлинном миролюбии её участников и их заботе о поддержании мира и безопасности в Европе.
Публ.: Варшавское совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе (Варшава, 11—14 мая 1955 г.), М., 1955; Заседания ПКК, учрежденного в соответствии с Варшавским договором (Прага, 27 и 28 января 1956 г.), М., 1956; Материалы совещания ПКК государств-участников Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Москва, 24 мая 1958 г.), М., 1958; Документы Совещания ПКК государств — участников Варшавского договора (Бухарест, 4—6 июля 1966 г.), М., 1966. См. также документы ПКК и других форумов стран—участниц В. д. в газ.(газета) «Правда», 1960, 5 февр.(февраль); 1961, 31. марта, 6 и 14 авг.(август): 1962, 10 июня; 1963, 27—28 июля; 1965, 22 янв.(январь); 1968, 9 марта; 1969, 18 марта и 1 ноября; 1970, 24 июня, 21 авг.(август), 3—4 дек.(декабрь)
Лит.: Тункин Г. И., О некоторых вопросах международного договора в связи с Варшавским договором, «Советское государство и право», 1956, №1; Жуков Г. П., Варшавский договор и вопросы международной безопасности, М., 1961; Батов П. И., Надежный щит. К 10-летию заключения Варшавского договора, М., 1965; Voss Н., Nordatlantikpakt, Warschauer Vertrag, und die Charta der Vereinten Nationen, B., 1958; Strategic survey 1966—1969, L., 1967—70.