Боливийская революция 1952, антиимпериалистическая, антифеодальная революция в Боливии, возглавленная национальной буржуазией. 9 апреля 1952 в стране вспыхнуло народное восстание, и после 3-дневных боев господство феодальной олигархии и магнатов горнодобывающей промышленности, связанных с империализмом США, было свергнуто. К власти пришла партия Националистическое революционное движение (НРД, созданная в 1941), выражавшая в основном интересы национальной буржуазии и средних слоев. Большую роль в восстании сыграл пролетариат, но его немногочисленность, а также молодость и слабость Коммунистической партии Боливии, отсутствие союза с крестьянством не позволили пролетариату стать руководящей силой революции. В 1952 была создана единая профсоюзная организация — Боливийский рабочий центр, объединивший все отраслевые профсоюзы, ликвидирована старая армия, создана рабочая и крестьянская милиция, введено всеобщее избирательное право, принята национальная программа по ликвидации неграмотности, предусматривающая обязательное начальное образование.
Важнейшим революционным завоеванием явилось принятие 31 октября 1952 декрета о национализации оловянных рудников, принадлежавших трём крупнейшим магнатам, связанным с иностранными монополиями — Патиньо, Хохшильду и Арамайо, производивших до 80% олова, что означало значительное расширение государственного сектора и способствовало росту политической сознательности и организованности рабочего класса. На национализированных рудниках был установлен рабочий контроль, осуществлявшийся через профсоюзы. Однако национализация рудников не покончила с зависимостью Боливии от иностранных монополий. Переработка руды по-прежнему производилась в США, Великобритании и других странах. Выплата компенсации бывшим собственникам лишала страну средств, необходимых для развития национальной промышленности. Свержение олигархии всколыхнуло крестьянскую массу на борьбу против помещиков за землю. 2 августа 1953 был принят декрет об аграрной реформе, предусматривавший отмену крепостного труда, наделение крестьян землёй за счёт крупных латифундий и создание с.-х.(сельскохозяйственный) кооперативов. Наделение крестьян землёй (её стоимость они должны были погасить в течение 25 лет из расчёта 2% годовых) проходило по двум линиям: крестьяне объявлялись собственниками участков, полученных ими в пользование от помещиков, за которые крестьяне отрабатывали или платили помещику натуральную ренту; кроме того, предусматривалось наделение малоземельных или безземельных крестьян землёй, отчуждённой у помещиков в соответствии с нормами, установленными для различных районов и почв. (По официальным данным, до середины 1964 было распределено 5,6 млн. га земли среди 158 тыс. семей.) Прогрессивные силы требовали углубления демократического процесса, претворения в жизнь общедемократической программы революции. Но возможности, открывавшиеся на пути социально-экономических преобразований, не были использованы. Правительство НРД подменило революционный путь решения национальных проблем реформистской программой, уступками империализму и реакции, которые оказывали на него давление. Правительство НРД в своей экономической политике ориентировалось на помощь США. В 1956 правительство начало проводить план «стабилизации финансов», предусматривавший отмену контроля над ценами, замораживание заработной платы. Затем оно перешло к урезыванию демократических свобод, к массовым репрессиям против трудящихся с применением военной силы. Всё это привело к приостановке поступательного движения Б. р. и наступлению реакционных сил на завоевания трудящихся, вылившемуся в контрреволюционный государственный переворот в ноябре 1964.
Лит.: Монхе М., Развитие боливийской революции и тактика партии, «Проблемы мира и социализма», 1961, № 5; Падилья Л., Революция и контрреволюция в Боливии, там же, 1965, №8; Фадеев Ю. А., Революция и контрреволюция в Боливии, М., 1969; Alexander R. J., The Bolivian national revolution, New Brunswick, 1958; Fellmann V. J., Victor Paz Estenssoro. El hombre у la revolucion, La Paz, 1954; Amado Canelas O., Mito у realidad de la reforma agraria. La Paz, 1966; его же, Mito у realidad de la industrializacion boliviana. La Paz — Cochabamba, 1966.