Классы именные, согласовательные классы, лексико-грамматическая категория, свойственная некоторым языкам мира (африканским, северокавказским, языкам индейцев Северной Америки и некоторым др. языкам), показатели которой (аффиксы) могут участвовать и в словообразовании и в согласовании слов в предложении. В типологически разнообразных африканских языках К. и. наиболее четко выражены в языках банту, где они действуют как на уровне слово- и формообразования, так и на синтаксическом уровне (например, суахили: kitu kidogo kipo hapa — «вещь маленькая она — есть здесь»). В бантоидных языках имеются морфемы, генетически соответствующие показателям К. и., но они выполняют только словообразовательные функции и не вызывают согласования в предложении. В языках банту К. и. выражены префиксами, в бантоидных — префиксами, суффиксами или конфиксами. В различных языках банту имеется разное количество К. и.: в суахили — 13, в зулу — 14, в кикуйу — 16. В гипотетически реконструируемом прабанту — 23 К. и.
В северокавказских языках К. и. могут выражать категорию числа и обнаруживаться в именах и в словах, согласованных с ними. Само имя не всегда имеет показатель К. и. Чаще показатель К. и. присоединяется к согласуемым с именем словам (глаголам, прилагательным, числительным, иногда наречиям). Распределение имён по классам основывается на варьирующих по различным языкам принципах (одушевлённость — неодушевлённость, мужской пол — женский пол, форма предметов и пр.). Например, в аварском языке: ustar v-ačana — «мастер пришёл», čužu j-ačana — «женщина пришла», ču b-ačana — «лошадь пришла».
Лит.: Johnston Н., Comparative study of the Bantu and Semi-Bantu languages, v. 1—2, Oxf., 1919—22; Meinhof K., Dieafrikanischen Klassensprachen in ihrer Bedeutung für die Geschichte der Sprache, «Scientia», 1931, v. 50, № 7—9; Dirr A., Einführung in das Studium der kaukasischen Sprachen, Lpz., 1928.