Гарантии процессуальные, правовые средства, установленные законом для обеспечения надлежащего отправления правосудия.
Советское законодательство, регламентирующее права граждан и организаций, проявляет особую заботу о создании благоприятных условий для реального осуществления этих прав, создав детальную систему Г. п. Эту систему составляет весь комплекс демократических принципов и институтов, процессуальных форм и правоотношений, весь порядок сов.(советский) судопроизводства. Г. п. призваны обеспечить установление истины и правильное осуществление правосудия по каждому гражданскому и уголовному делу (в этом смысле говорят о гарантиях правосудия). Вместе с тем имеются многочисленные средства охраны прав и законных интересов граждан, участвующих в судопроизводстве: подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и т.д. В советском судопроизводстве гарантии прав этих граждан одновременно являются и гарантиями правосудия.
Права и гарантии прав, хотя и находятся в тесной связи и неразрывном единстве, существенно отличаются друг от друга, их нельзя отождествлять. Конституция СССР, например, установила принципы неприкосновенности личности (ст. 127), неприкосновенности жилища и тайны переписки (ст. 128). Это субъективные права граждан, в соответствии с которыми они могут требовать от государственных органов соблюдения указанных принципов. В свою очередь наличие субъективного права гражданина влечёт обязанность государственных органов и должностных лиц обеспечить осуществление этого права, и именно исполнение этой обязанности выступает в качестве гарантии соответствующего права. Такими гарантиями являются, например, статьи Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958, гласящие, что никто не может быть привлечён в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 4), никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора, а прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно лишённого свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором (ст. 6). Установленные Конституцией СССР неприкосновенность жилища и тайна переписки гарантируются ст. 35 Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1958, установившей, что обыск может производиться лишь по постановлению органа дознания или следователя и только с санкции прокурора. Лишь в случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведён органом дознания или следователем без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в суточный срок о сделанном обыске. Наложение ареста на корреспонденцию и выемка её в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только с санкции прокурора или по постановлению суда.
Конституция СССР (ст. 111) провозгласила право обвиняемого на защиту. Это право гарантировано многочисленными процессуальными нормами. Обвиняемый вправе знать, в чём он обвиняется (подозреваемый — в чём он подозревается), давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения следователя, прокурора, суда и т.д. Субъективным правам обвиняемого соответствуют обязанности государственных органов разъяснить ему его права и обеспечить возможность их осуществления, предъявить обвинение, ознакомить обвиняемого со всеми материалами предварительного расследования, вручить ему копию обвинительного заключения не позднее чем за 3 суток до открытия судебного заседания, допустить к участию в деле защитника, избранного обвиняемым, или назначить защитника в случаях, предусмотренных законом, и т.д.
Строгое соблюдение Г. п. — необходимое условие укрепления законности в сов.(советский) судопроизводстве.