Воронихин Андрей Никифорович [17(28).10.1759, с. Новое Усолье, ныне Пермской области, — 21.2(5.3).1814, Петербург], русский архитектор, представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре (у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова); с 1779 — в Петербурге. В 1786—90 жил в Швейцарии и Франции, где изучал архитектуру, механику, математику, физику, естественные науки. В 1797 получил звание академика «перспективной живописи» АХ(Академия художеств) (за произведение «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», акварель, 1793, Эрмитаж, Ленинград, и «Вид Строгановской дачи», масло, 1797, Русский музей, Ленинград), с 1802 профессор АХ(Академия художеств). Ранние архитектурные работы В. (отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793; Строгановская дача на Чёрной речке в Петербурге, 1795—96; дом в усадьбе Городня Калужской губернии, 1798) отличаются ясностью композиции, изяществом и утончённостью деталей. В своём творчестве В. продолжил лучшие традиции и достижения русского зодчества. Развивая принципы дворцовых композиций Баженова, И. Е. Старова, Казакова, В. создал новый простой и строгий тип общественного здания, в своём архитектурном образе выражающий мощь и величие русского государства.
Поисками большого монументального стиля отмечено наиболее выдающееся произведение В. — Казанский собор в Ленинграде (1801—11). Строительство этого здания на центральной магистрали положило начало созданию крупных городских ансамблей на Невском проспекте. Градостроительное начало играет основную роль и в последующих работах В. — здании Горного института (1806—11) с монументальной колоннадой, обращённой к Неве и акцентирующей въезд в город с моря, неосуществленных проектах Исаакиевского собора в Петербурге (1808—10) и храма Христа в Москве (1813). В. участвовал также в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе (ныне Петродворец; начало 1800-х гг.) и Павловске (1802—08), усадьбы Братцево (ныне в черте Москвы; начало 19 в.). Всем сооружениям этого периода, выполненным в принципах русского ампира с применением новых, облегчённых конструкций и естественных строительных материалов, присуща большая архитектурно-художественная выразительность, достигаемая ясностью пространственной композиции, контрастом больших гладких плоскостей стен с колоннадами, скульптурой и крупным, сочным орнаментом.
Большое значение имела деятельность В. в области прикладного искусства — мебели, осветительных приборов, стёкол, каменных и фарфоровых ваз, проекты которых создавались им в органическом сочетании интерьера с архитектурой.
Лит.: Панов В. А., Архитектор А. Н. Воронихин, М., 1937; Гримм Г. Г., Архитектор Воронихин, Л. — М., 1963.