Волосы, роговые нитевидные производные кожи, образующие характерный для млекопитающих волосяной покров. Помимо защиты от механических повреждений, В. несут функцию защиты тела от потери тепла, что способствует поддержанию постоянной температуры тела у млекопитающих (см. Гомойотермные животные) и их расселению по всему земному шару. У некоторых животных с сильно утолщённым эпидермисом (слоны, носороги) или мощно развитым подкожным жировым слоем (киты) волосяной покров редуцирован.
У взрослых млекопитающих различают 3 основных типа В.: покровные, или остевые (шерсть), длинные и прямые; щетины и иглы — видоизменённые В.; пуховые (подшёрсток) — нередко без сердцевины, обычно волнообразно изогнутые, тонкие, короче покровных; осязательные, или вибриссы. В., вероятно, возникли из кожных роговых чешуй. В ходе эмбрионального развития зачатки В. появляются в виде косо направленных в соединительную ткань врастаний эпидермиса (у зародыша человека на 3—4-м месяце развития). Выступающая свободно над поверхностью кожи часть В. называется стержнем, часть, погружённая в кожу, — корнем, заканчивающимся расширенной частью — луковицей, в углубление которой входит сосочек, содержащий сосуды и нервы; к сосочку прилегают камбиальные клетки луковицы, размножением которых осуществляется рост В. Различают 3 слоя В. 1) Сердцевина, состоящая из крупных клеток с кератиноподобным веществом, в этом слое содержатся пузырьки воздуха. 2) Корковое вещество, представленное склеенными ороговевшими веретеновидными клетками, заполненными частично сросшимися нитями (фибриллами) рогового вещества — кератина, ориентированными параллельно оси В.; фибриллы в виде плотно упакованных более тонких нитей — филаментов — диаметром 50—100 Å, состоящих, в свою очередь, из протофиламентов — диаметром около 20 Å, образованных 2—3 спиралевидно переплетёнными нитевидными молекулами белка. Механическая прочность В. определяется главным образом корковым веществом, клетки которого, как и клетки сердцевины, могут содержать пигмент меланин, придающий В. в зависимости от его количества и степени дисперсности различный цвет — от чёрного до светлых тонов. 3) Кутикула — слой черепицеобразно наложенных друг на друга плоских ороговевших клеток, содержащих в основном аморфный кератин. Корневая часть В. лежит в волосяном мешке, образованном продолжением кожного эпителия и состоящем из внутреннего и наружного корневых влагалищ с окружающей соединительнотканной волосяной сумкой. Внутреннее влагалище, как и В., формируется за счёт размножения клеток луковицы, сопровождает выдвигающийся в ходе роста В. и разрушается, не доходя до уровня протоков сальных желёз. Клетки наружного влагалища сами способны к размножению. Связанные с В. потовые железы открываются выше места впадения сальных желёз. К волосяной сумке прикрепляются гладкие мышечные волокна; при их сокращении В. принимают вертикальное положение, что увеличивает толщину волосяного покрова. (Схемы строения В. см.(смотри) рис.(рисунок) 1 и 2.)
Скорость роста и продолжительность жизни различных В. колеблются. У многих животных смена В. происходит периодически весной и осенью (см. Линька), у человека — обычно без определённого ритма, хотя у многих людей весной и осенью усиливается выпадение В. При этом размножение клеток луковицы прекращается, они ороговевают, сосуды сосочка запустевают, корень В. отделяется от сосочка и выдвигается до уровня протоков сальных желёз. Внутреннее влагалище разрушается, своеобразно изменённый нижний конец В. — «колба» соединяется с наружным влагалищем, и В. со временем выпадает. Остаток сосочка также смещается вверх до уровня сальных желёз; в месте его контакта с наружным влагалищем через некоторое время начинается размножение клеток зачатка нового В. Между выпадением старого и появлением нового В. у человека проходит 50—90 дней. Поседение В., или их депигментация, — возрастной процесс, момент наступления которого подвержен индивидуальным колебаниям.
Лит.: Матвеев Б. С., О происхождении чешуйчатого покрова и волос у млекопитающих, «Зоологический журнал», 1949, т. 28, в. 1; Барабаш-Никифоров И. И., Формозов А. Н., Териология, М., 1963; Гистология, под ред. В. Г. Елисеева, М., 1963; Rogers G. Е., Electron microscope studies of hair and wool, «Annals of the New York Academy of Sciences», 1959, v. 83, art. 3, p. 378; Mercer E. H. [а. о.], A suggested nomenclature for fine-structural components of keratin and keratin-like products of cells, «Nature», 1964, v. 201, № 4917: Straile W. Е., Root sheath-dermal Papilla relationship and the control of hair growth, в кн.: Biology of the skin and hair growth, Sydney, 1965.
Э. Б. Всеволодов.
У взрослого человека различают: длинные В. (головы, усов, бороды, подмышечных впадин, лобка), короткие, или щетинистые (брови, ресницы), пушковые — тонкие, короткие, растущие по всей поверхности тела, за исключением ладоней, подошв, красной каймы губ и некоторых других участков тела.
Корень волоса располагается в так называемом волосяном мешочке, в который впадает выводной проток сальной железы (сально-волосяной фолликул); фолликул открывается на поверхности кожи воронкой, через которую выходит наружу стержень волоса и выделяется кожное сало. Внешний вид и рост В. зависят от общего состояния организма, прежде всего от состояния нервной и эндокринной систем. У здорового взрослого человека В. в течение 1 мес. вырастают в среднем на 1—1,5 см; у пожилых рост В. замедляется. В. постепенно истончаются. Самые толстые В. у рыжеволосых, тоньше — у брюнетов, самые тонкие — у блондинов.
Продолжительность жизни В. в среднем 2—4 г. и зависит от возраста, состояния нервной и эндокринной систем, перенесённых инфекций и ухода за В. Временное выпадение В. наблюдается при некоторых инфекциях (сифилис, тифы, грипп и т.п.), при приёме ряда лекарств (например, антикоагулянтов); некоторые лекарства (например, резохин) могут вызвать временное поседение В. Вредное влияние на рост В. оказывает частое мытьё их (особенно жёсткой водой, щелочным мылом). При сухих В. вода и мыло, обезжиривая В., ещё более ухудшают их состояние; при жирных — частое мытьё ведёт к повышенному отделению кожного сала, так как обезжиренные В. в силу гигроскопичности поглощают кожный жир, побуждая сальные железы к ещё большему выделению кожного сала. Мыть В. рекомендуется не чаще одного раза в 7—10 дней кипячёной водой и туалетным мылом. Окраска, длительное пребывание на солнце или на морозе с непокрытой головой также вредно сказываются на росте В. и вызывают их выпадение. В. отличаются большой прочностью, выдерживая нагрузку до 1,5—2 м (0,150—0,200 кгс), и гигроскопичностью (применяются в приборах для определения влажности воздуха). Обладая большой эластичностью, В. могут растягиваться; на этом свойстве основано выполнение различных причёсок. Для перманентной, т. е. длительно сохраняющейся, завивки на В. воздействуют щелочной жидкостью (химическая завивка) и прогреванием, что вредно сказывается на нормальном росте В. Особенно вреден перманент при сухих В., выпадении В., в период выздоровления от инфекционных болезней и в конце беременности. С прекращением роста В. продолжают находиться в своём ложе, пока их не удалят каким-либо механическим воздействием — мытьём, грубым причёсыванием, приглаживанием щёткой и т.п. При ряде заболеваний смена В. задерживается или совсем не происходит, возникает поредение В., позднее — облысение.
М. А. Розентул.
В. в антропологическом отношении. У человека в течение жизни последовательно появляются 3 типа волосяного покрова: первичный, или плодный (лануго), — до 8 мес утробного развития; вторичный — к моменту рождения (В. на голове, брови, ресницы) и третичный — к началу полового созревания (В. на лобке, в подмышечных впадинах, у мужчин — также на теле и лице), форма В. на голове является одним из важнейших антропологических признаков. Различают 3 основных типа формы В. (с различными подтипами): прямые, волнистые и курчавые. Для двух последних характерен спиральный изгиб стержня. Жёсткие прямые В. характерны для народов Центральной, Северной и Восточной Азии, а также для индейцев Америки; мягкие прямые или волнистые — для европейцев и некоторых народов Южной и Юго-Восточной Азии; курчавые и спиральные — для негроидных народов Африки, населения Новой Гвинеи и Меланезии. В антропологии учитывается также степень развития бороды — наиболее слабая у некоторых групп Северной Азии, наиболее сильная — у австралийцев, айнов, народов Передней Азии и Закавказья.
Лит.: Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963.