Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов, конвенция, принятая в 1962 на специальной сессии дипломатической конференции по морскому праву. В конференции, созванной Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Международным комитетом по морскому праву, участвовали представители 50 стран (в том числе СССР, УССР, БССР, Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии). Б. к. была принята 28 голосами (при 10 против и 4 воздержавшихся), её ратифицировали Бельгия, Индия, Либерия, Ирландия, Панама, Филиппины, Монако, Индонезия, Португалия, ОАР(Объединённая Арабская Республика), Югославия и др.
Важнейшие принципы, установленные Б. к., во многом сходны с принципами Венской конвенции 1963 о гражданской ответственности за ядерный ущерб: абсолютная ответственность виновных (пострадавшие не должны доказывать вину или небрежность виновных); сосредоточение ответственности на операторе ядерного судна — лице, уполномоченном соответствующим государством эксплуатировать ядерное судно; ограничение ответственности в размере и во времени.
Оператор несёт ответственность за любой ядерный ущерб, если будет доказано, что ущерб причинён ядерным инцидентом, связанным с ядерным топливом и радиоактивными продуктами или отходами этого судна. Оператор освобождается от ответственности, если ядерный ущерб связан с инцидентом, вызванным непосредственно войной, военными действиями, гражданской войной или восстанием. В отношении одного ядерного инцидента конвенция ограничивает ответственность оператора ядерного судна суммой в 1,5 млн. золотых франков (100 млн. американских долларов); установлен 10-летний срок исковой давности (если в течение этого срока, начиная с момента ядерного инцидента, пострадавший не предъявит иск, он в дальнейшем, как правило, теряет на это право).
Конвенция устанавливает альтернативную (множественную) юрисдикцию. Это означает, что иски, возникающие из причинения ущерба ядерным инцидентом, могут по выбору истца рассматриваться либо в судах государства, выдавшего лицензию на эксплуатацию ядерного судна, либо в судах государства — участника конвенции, на территории которого причинён ущерб. Исключение составляют лишь военные ядерные суда, на которые юрисдикция иностранных судов не распространяется.
Советские представители голосовали против Б. к. по следующим мотивам: она распространяется на военные суда, что фактически легализует использование ядерной энергии в военных целях; вопросы юрисдикции разрешены в конвенции нечетко, что на практике может привести к принятию необъективных решений; действие конвенции распространено на государственные суда, на которые обычно распространяется иммунитет от юрисдикции иностранных судебных органов.